Экспертные группы
 
Группа 15
Управление государственной собственностью и приватизация
14 Марта
''Стратегия-2020'': торопиться с приватизацией не стоит

Вести FM

Торопиться с приватизацией в России не стоит, считают авторы итогового доклада по стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Предполагается, что радикальное сокращение прямого участия государства в экономике должно начаться только с 2016 года. А пока нужно как следует подготовиться, считают эксперты. Тему продолжит обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

По замыслу авторов стратегии, с текущего года в приватизации должен начаться подготовительный этап. Он предусматривает принятие минимальных рисков и как можно меньше радикальных решений. Ближайшие 4 года предлагается заняться подготовкой площадки для следующего этапа. В текущем году предлагается подумать над тем, как продать неликвидные активы. В 2013 будут размышлять, как снизить госдолю в коммерческих госкомпаниях до уровня ниже 75% акций. А в 2014 году должен появиться план-график на 5-7 лет для приватизации крупнейших компаний с сохранением не более чем одного блокирующего пакета. До 2016 года предусматривается и продажа активов, правда лишь миноритарных пакетов.

"Такая логика авторов документа объясняется тем, что они считают, что у нас экономический кризис не преодолен, а его новая волна может начаться и цены на приватизируемые в России активы будут недостаточно высокими. Авторы побаиваются негативного отношения к приватизации, они делают документ, чтобы он устроил политиков, которые не хотят рисковать доверием населения. Эксперты должны иметь более холодные головы", - комментирует заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики и член комиссии-2020 по макроэкономике Валерий Миронов.

Кроме подготовительных работ, на предварительном этапе запланировано и значительное повышение эффективности госсектора, правда, больше по административной линии. Так, предлагается запретить создание новых госкорпораций и подобных им структур. Госкомпании хотят ограничить в приобретении непрофильных активов и даже потребовать их продажи. Не смогут выступать покупателями при приватизации и структуры с госучастием более 25%. А в дальнейшем госкомпании и вовсе могут лишиться возможности покупать активы в частном секторе. Впрочем, для эффективной приватизации этого недостаточно. Если откладывать решительный выход государства из экономики сейчас, то этот процесс может сильно затянуться, полагает Валерий Миронов из Центра развития.

"Если кризис в еврозоне затянется, то мы получим после 2015 года большие распродажи активов, которые получили государства. И мы еще на 3 года будем вынуждены откладывать приватизацию. Можно делать это бесконечно", - поясняет Миронов.

Тем не менее, отпущенное для начала активной приватизации время вполне можно использовать эффективно, полагает генеральный директор "Столичной финансовой корпорации" Павел Геннель.

"Практически все крупные государственные активы нуждаются в очень серьезной реструктуризации и повышении открытости и эффективности. На примере Сбербанка, с которым буквально за 2-3 года Греф сделал очень многое, мы видим, что в принципе за 2-3 года серьезно изменить любой актив вполне реалистично. Если такой же подход будет реализован на всех остальных активах, по крайне мере на крупных, то можно получить за них достаточно крупную сумму. Другое дело, что если это будут сплошные декларации, то за эти 2-3 года ситуация в госсекторе деградирует окончательно и мы получим значительно меньше, чем могли бы получить, если будем продавать сейчас в том виде, как оно есть", - полагает Геннель.

На практике такая осторожность может привести к переносу приватизации на более долгий срок того же Сбербанка, ВТБ, Роснефти и других крупных госпредприятий. Будет создан и некий узкий список госкомпаний, которые приватизировать вообще не будут.