Экспертные группы
 
Группа 16
Развитие общественных институтов
22 Сентября
Группа №16 - НКО и оказание государственных, муниципальных услуг

Открытое заседание экспертной группы № 16 «Развитие общественных институтов» прошло 22 сентября в Высшей Школе Экономики. Предметом заседания стал доклад «Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально-правовых условий функционирования некоммерческих организаций», подготовленный фондом «Институт экономики города».

 

Леонид Перцов Представил его руководитель проектов фонда «Институт экономики города» Леонид Перцов. В настоящий момент НКО в России выступают в роли поставщиков услуг и работ для государственных нужд наряду с другими организациями. Эксперты пока не сошлись во мнении, стоит ли разработать для них особый порядок участия в госзаказе. НКО, как правило, предоставляют социально значимые услуги, принимая подряд от государства. Сейчас их доля в госзаказе крайне мала, особенно в сравнении с развитыми странами. Однако усиление присутствия НКО в секторе госзаказа очень важно для развития социального государства, уверен Перцов. 

Федеральным органам власти стоит подготовить инструкции и модельные акты для регионов и муниципалитетов по регулированию заказа услуг у негосударственных организаций. Также для развития практики госзаказа у НКО необходимы изменения в бюджетном и отраслевом законодательстве. В частности, для уравнивания условий нужно ввести законодательные ограничения на установление льгот государственным учреждениям по региональным и местным налогам без установления льгот некоммерческим организациям, предоставляющим аналогичные социально значимые услуги. Также необходимо конкретизировать Налоговый кодекс РФ в части норм, регулирующих определение налоговой базы при уплате налога на прибыль организаций. 

До конца не ясно, стоит ли вводить нормативные изменения через раздел общего федерального закона о государственных закупках или стоит выделить участие НКО в отдельный федеральный закон. Эксперты фонда больше склоняются к первому варианту, который кажется им более приемлемым в современных условиях. 

Еще один важный вопрос состоит в том, как лучше организовать систему обучения для государственных служащих и организаций-поставщиков. Эксперты группы пока не пришли к выводу, стоит ли делать систему централизованной или децентрализованной. Однако понятно, что государство должно финансировать и поддерживать обучающие программы.

Возможный объем финансирования программ по стимулированию участия НКО в госзаказе оценивается фондом в 300-500 млн руб. ежегодно в ценах 2011 г. 

Усиление участия НКО в госзаказе практически невозможно, если не ввести в оборот понятие «социальный предприниматель», отмечалось на заседании. 

Одним из важнейших элементов системы участия НКО в госзаказе является институт грантов. В рамках развития системы следует определиться, должен ли грант предоставляться на реализацию конкретных проектов или же средства могут выделяться и для поддержания текущей деятельности. Для поддержки финансовой устойчивости НКО необходимо ввести практику субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым некоммерческими организациями и социальными предпринимателями, а также предоставлять НКО бюджетные гарантии при кредитовании. В таком подходе прямые расходы бюджетной системы отсутствуют, подчеркнул Перцов.