Экспертные группы
 
Группа 17
Реформа бюджетного сектора в экономике
16 Июня
Группа №17 — реструктуризация социальных обязательств государства

Что гражданин должен получать от государства, платя налоги? На этот вопрос искали ответ эксперты группы № 17 «Реформа бюджетного сектора в экономике» в ходе обсуждения проблем формирования социальных обязательств государства.

 

«В 2010 году на сферу оказания социально-значимых услуг из консолидированного бюджета уходило 5, 6 трлн рублей, это 32,5% консолидированного бюджета и 12,5 % ВВП. Если говорить в расчете на конкретного человека, то в среднем это 40 тыс. рублей в год», - такие цифры привела директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, соруководитель экспертной группы №17 Татьяна Клячко. По ее словам, есть большая проблема повышения эффективности использования тех ресурсов, которые выделяются на данную сферу.

В частности, в 2008 году в системе высшего профессионального образования 100,5 тыс. рублей тратилось на одного студента. В здравоохранении уходит в среднем на одного человека 14,5 тыс. рублей в год. «Когда мы начинаем оказывать услуги и формировать пакеты социальных обязательств, возникает большое перераспределение внутри блока социально-значимых услуг», - отметила Клячко. «Если в образовании мы можем выделять целевые группы и говорить о том, что не каждому нужно в данный момент его получать, то здравоохранение сильно изменило свою природу — теперь люди лечатся постоянно», - добавила она. Соответственно, возникает вопрос, как внутри населения будут распределяться эти деньги. Эксперт привела в пример систему ОМС и ДМС. «Сегодня на услугу в здравоохранении, которая оказывается действительно качественно, нужно в течение дня в 10 раз больше денег, чем это предусмотрено системой ОМС. Это и есть вопрос конкретизации социальных обязательств», - сказала Клячко.

Социалке в правительстве с каждым годом уделяют все больше внимания, однако затраты на эту сферы растут, а население все более недовольно качеством социального обеспечения. Систему нужно реформировать и делать более персонифицированной, считает старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Татьяна Тищенко.

 

Право на соцобеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и т.д. прописано в Конституции, право на бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, соцобслуживание – в федеральных законах. При этом гарантии предоставления услуг учреждений культуры и физкультуры и спорта не прописаны – в таких отраслях субъект РФ только организует обслуживание, поддерживает учреждения культуры. Однако такой подход не гарантирует качества социальных услуг, он не адаптирован к изменениям в социально-экономическом развитии. А права граждан с учетом их потребностей не конкретизированы. В итоги социальные объекты действуют как бы отдельно от потребности граждан – для «галочки», считает Тищенко.

 

Если государство вообще откажется сформировать и конкретизировать свои социальные обязательства, это приведет к росту диспропорций между правами граждан на бесплатные соцуслуги и возможностью бюджета их обеспечивать. Это прямой путь к росту социальной напряженности в стране. Чтобы избежать этого, нужно увязать соцобязательства с государственной социальной политикой, полномочиями и функциями органов власти, прописать механизмы реализации.

Делать это нужно в ближайшее время, поскольку российское общество меняется стремительно и предъявляет все новые требования к качеству и доступности социальных услуг. Из-за высокой смертности мужчин и разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин, в ближайшее десятилетие вырастет число одиноко проживающих женщин старшего возраста. Услуги здравоохранения и социального обслуживания будут еще более востребованы, уверена Тищенко.

 

К такому же результату приведут и ожидаемое снижение роли семьи в поддержке нетрудоспособных, увеличение численности пожилых и размеры их материального обеспечения. Параллельно с этим, нужно учитывать, что далеко не всегда социальное обеспечение и поддержку получают именно те, кто в этом особенно нуждается. Так, например, относительно более здоровые пенсионеры в городах имеют больше возможностей получить медицинскую помощь, в то время как «отрезанные от цивилизации» деревенские пенсионеры практически лишены помощи, отметила Тищенко. В итоге, с одной стороны, численность групп, которые должны быть социально обеспечены будет расти, а с другой — диверсификация потребностей в этой группе сохранится. Выход один — постараться персонализировать гарантии и за счет этого повысить эффективность их предоставления.

 

В России социальное обслуживание полностью обезличенно. В процессе формирования социальных обязательств ориентация идет сейчас на возможности сети, а не на нужды потребителей. Отсюда — неэффективность, низкое качество, ограниченная доступность. Систему нужно сделать более гибкой — возможно даже монетизировать часть услуг. Потребитель и поставщик должны четко понимать кто платит, за что, кому и зачем необходимо оказывать эти услуги, в каком объеме и какого качества. Главным должен стать принцип оплаты за результат, что потребует серьезной перестройки системы. Бюджетное планирование при определении объемов финансирования учреждений и стоимости услуги на одного получателя нужно улучшить.