Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
7 Апреля
Группа №19 - обсуждение проблем железнодорожного транспорта

7 апреля в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" прошло заседание экспертной группы №19  "Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации".

 

На заседании был представлен доклад «Основные проблемы и вызовы железнодорожного транспорта в связи с преодолением территориальной разобщенности».

Докладчик — Пехтерев Федор Степанович (генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), член Научно-технического совета ОАО РЖД).

 

В своем докладе Ф. Пехтерев подробно остановился на своеобразии положения ОАО РЖД и проблемах, которые с этим связаны. Ф. Пехтерев подчеркнул, что ОАО РЖД выводит из своего состава компании-перевозчики (1-я грузовая компания, 2-я грузовая компания), которые создавали основную прибыль, и постепенно превращается в инфраструктурную компанию, которая занимается собственно железнодорожными путями. Это создает проблемы с финансированием развития компании, поскольку плата за пользование путями не может покрыть все инвестиционные потребности развития железных дорог. Существуют также и ограничения по размеру заимствований.

Между тем, для реализации основных направлений развития транспортной инфраструктуры требуется 2 трлн 340 млрд рублей. Для развития перевозок на Дальний Восток требуется инвестировать 870 млрд руб. На данный момент РЖД вынуждено ставить в очередь крупных перевозчиков, поскольку существующие мощности не позволяют удовлетворить все запросы по перевозкам на дальневосточном направлении. Одним из решений становится возрождение использования БАМа, но и там требуются серьезные капитальные вложения для выхода на качественное обслуживание.

Говоря о ближайших планах развития железных дорог, Пехтерев отметил, что четыре события будут служить его локомотивами: саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Универсиада в Казани в 2013, зимняя Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу-2018.

Стратегический упор в развитии отрасли, отметил Пехтерев, должен делаться на выравнивании регионов и развитии связей между ними. Что же касается освоения перспективных территорий (таких, как Приполярный Урал), то здесь необходимо предусмотреть опережающее развитие транспортной инфраструктуры.

 

В последовавшем обсуждении эксперты отметили сложность и неоднозначность проблемы развития железных дорог. Отмечалось, что ОАО РЖД — крупнейший внебюджетный инвестор в транспортную инфраструктуру (в 2009 г. в нее было вложено 980 млрд руб., на долю ОАО РЖД пришлось 190 млрд руб., на долю федерального центра — 400 млрд). Но при этом темпы роста инвестиций в железнодорожную отрасль все же не опережают темпы роста по экономике в целом. Это может создать в будущем препятствия для дальнейшего развития.

Эксперты отмечали, что ОАО РЖД проигрывает конкуренцию другим видам транспорта всюду, где она реально возникает, на что Пехтерев возразил, что компания существует в условиях жесткого госрегулирования цен, и тарифная политика от нее не зависит. Так, в Ленинградской области рост тарифов на пригородные перевозки на 70% был предопределен региональными властями. Кроме того, в отдельных случаях, когда компания хотела бы снизить тарифы, регулирующие органы ей этого не разрешают.

Прозвучало предложение активного участия государства в целевых программах по развитию железнодорожных направлений. Функцию координатора могло бы взять на себя в этом деле Министерство экономического развития.