Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
19 Мая
Группа №19 - проблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России
19 мая в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" прошло заседание экспертной группы №19 "Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации".

 

На заседании по теме:«Проблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России» с докладами выступили:

С.А. Семенов, первый заместитель директора международного института государственной службы и управления РАНХиГС

А.М. Коновалов, советник Департамента стратегического планирования Министерства регионального развития РФ

Докладчиками были рассмотрены возможности и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России.

В сравнении с другими приарктическими государствами именно в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) уже создан самый мощный индустриальный слой. Здесь беспрецедентно высока доля добавленной стоимости добывающих предприятий, которая составляет 60%, в то время как на Аляске и в арктической Канаде этот показатель не превышает 30%, а в странах Фенно-Скандии (включая северные районы Норвегии, Швеции,Финляндии, а также Гренландию и Исландию) – доходит лишь до 15%.

В настоящее время ведутся работы по формированию научно-технического и технико-технологического задела для решения задач транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий России. Представляется крайне целесообразным актуализировать положения действующей редакции Стратегии-2020 с учетом этих разработок, особенно в части, касающейся проблем и перспектив преодоления транспортной разобщенности макрорегиона.

Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация транспортно-транзитного потенциала АЗРФ за счет новых транспортных коридоров в меридиональном и широтном направлениях,которые увязаны с реализацией проектов «Урал Промышленный – Урал Полярный» и органично включающих в себя Северный морской путь с тяготеющими к нему меридиональными речными и железнодорожными коммуникациями.

Морские транспортные услуги, таким образом,могут превратиться в течение ближайших 10-12 летв крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта АЗРФ. Россия, позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, получит второй крупный источник доходов и будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках углеводородов. Полноценная реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами.

Практически все наиболее качественные национальные и международные исследования демонстрируют выявленную долгосрочную тенденцию к потеплению северных и арктических территорий планеты.

В транспортной системе АЗРФ, устойчивое потепление, которое рискует наступить вопреки естественным климатическим циклам, увеличит продолжительность безледовой навигации, открывая возможность использования судов с незначительным ледовым подкреплением (облегченных и недорогих в эксплуатации и строительстве), либо вообще без него. Прежде всего, эта тенденция спроецируется на внутрикаботажный флот, обслуживающий транспортные потоки сезонного значения – вывоз лесных грузов из реки Енисей, завоз снабженческих грузов на необорудованные пункты юго-западной части Карского моря и побережья Северной Чукотки, перевозки на трассах морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Можно также предвидеть увеличение продолжительности сроков навигации, повышение скорости движения транспортных средств, уменьшение дальности перевозок и вовлечение в систему Северного морского пути новых маршрутов.

Наряду с этим, для субъектов, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, огромное значение имеет система местных авиаперевозок. В этих регионах малая авиация зачастую выступает единственной возможностью доступа населения к магистральным транспортным сетям.

Следует отметить, что у отечественных предприятий имеется ряд научно-технических заделов, таких, например, как экранопланы и другие высокоскоростные амфибийные транспортные средства, включая суда на воздушной подушке, платформы на воздушной подушке: самоходные, буксируемые, ледокольные, технологические; гидросамолеты-амфибии, плавающие амфибии с колесным или гусеничным шасси, самолеты с шасси на воздушной подушке.

Поэтому для преодоления территориальной разобщенности в данных регионах необходимы меры государственной поддержки развития аэродромов и посадочных площадок местного значения, развития амфибийного транспорта, создания эффективных новых транспортных подсистем, адаптированных к специфическим условиям АЗРФ.

В ходе последующего обсуждения, была отмечена целесообразность проведения подробной технико-экономической оценки реализации проекта арктического транзита на территории Российской Федерации. Также было отмечено, что в настоящее время слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации и шельфа арктических морей, требованиям обеспечения национальной безопасности, снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные географические преимущества.