Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
30 Июня
Группа №19 - развилка между административными и рыночными рычагами развития

30 июня состоялось заседание экспертной группы №19, посвященное перспективам развития транспортной отрасли. С основным докладом выступил профессор Московского института инженеров транспорта Олег Дунаев.

 

В своем докладе он определил основные проблемы российского хозяйства и вызовы, предъявляемые временем: глобальная конкуренция, конкурентоспособность субъектов экономики, транспортная разобщенность. «Мы все говорим о глобальной конкуренции, - отметил Дунаев, - но во всех написанных до сих пор программах ее никак не учитываем. Стратегия развития транспорта до 2030 года написана очень хорошо, но в практической жизни она не работает».

 

Докладчик выделил основные черты территориальной разобщенности, которую назвал пространственной ловушкой (по аналогии с «сырьевой»): континентальная расположенность государства, низкая мобильность населения, неэффективная работа транспортной системы. К этому добавляются плохие институты и низкое качество человеческого капитала.

 

В качестве перспектив развития транспорта докладчик выделил ряд развилок:

  • пойдет ли дальнейшее развитие за счет государственных вложений или путем конкуренции частных экономических субъектов (соответственно, будут ли задействованы механизмы административного или экономического развития отрасли);

  • будет происходить сжатие или развитие обитаемого экономического пространства (по оценкам Института Маккинзи в России через 30 лет останется пять городов-миллиоников вместо нынешних 13).

Среди сугубо отраслевых проблем эксперт перечислил качество и безопасность перевозок, а также низкий технический, технологический и управленческий уровень транспортной системы страны.

 

Основными приоритетами в развитии отрасли докладчик определил организацию Единой транспортной системы на уровне страны, регионов, муниципалитетов; введение инновационных принципов управления субъектами транспортного рынка; институциональные преобразования единой транспортно-логистической системы. По последнему пункту Дунаев оговорился, что необходимо будет сделать выбор: создавать ли систему на основании чисто российских грузопотоков, с учетом Единого экономического пространства или с учетом вступления в ВТО. По его мнению, следует выбрать последнее, поскольку отрасль должна начинать жить как часть мирового рынка.

 

Программно-целевыми механизмами развития отрасли должны стать реструктуризация транспортной системы на основе городов, агломераций, поселений; целевые международные проекты, федеральные и региональные целевые проекты развития транспорта; введение международных стандартов качества транспортных услуг.

 

В последовавшем обсуждении встал вопрос: кто и зачем будет вкладываться в развитие транспорта? По мнению докладчика, это должно быть государство. Однако вопрос, каковы должны быть экономические механизмы государственного участия (инвестиционный тариф, дотации, целевое финансирование, налоговые льготы, что-то другое), остался открытым. В то же время стало очевидно, что при масштабных и очень разных задачах, стоящих перед транспортной отраслью, все ее инфраструктурные проблемы решать из единого центра практически нереально. Необходимо участие и частных субъектов экономики, и властей на местах. В частности, прозвучало мнение, что возврат части налоговых поступлений на муниципальный уровень позволит в значительной степени решить транспортные проблемы городов за счет их собственных ресурсов.