Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
22 Декабря
Группа №19 - Новые виды транспорта

22 декабря в Высшей школе экономики эксперты обсуждали программу «Просторный город», которая, по мнению разработчиков, в случае реализации способна справиться с транспортным коллапсом в российских мегаполисах.

Программа «Просторный город», по словам директора компании–разработчика ООО «Зеленпарк» Сергея Талалы, инициирована в 2006 году и интенсивно развивалась последние пять лет. Подход, используемый в ней, не юридический, не организационный, а исключительно инженерный, а ее заявленная задача – справиться с транспортным коллапсом. При этом речь не идет о минимизации движения частного автотранспорта: какой бы сейчас ни делался упор на общественный транспорт, рыночная экономика, по мнению докладчика, требует транспорта индивидуального.

По замыслу разработчиков, предлагаемая комплексная система должна обеспечить «своевременное и рентабельное достижение необходимого уровня характеристик транспортной инфраструктуры города, исключение заторов, повышение пропускной способности дорожной сети, увеличение скорости и безопасности перевозок, целенаправленное развитие транспортной системы города».

Это подразумевает систему управления дорожным движением, максимально рациональное использование дорожного и парковочного пространства. Кроме того, в нее входит ряд таких инновационных решений, как, например, система скоростного внеуличного грузопассажирского транспорта МЕТА.

Среди более реалистичных предложений – создание роботизированной парковочной системы для центра города, которая поможет сэкономить городское пространство под парковочные места и уменьшит загруженность дорожной сети. Кроме того, строительство быстровозводимых конструкций позволит за короткий срок обеспечить достаточное количество парковочных мест, а также привлечь инвестиции, которые неохотно идут в строительство капитальных гаражей.

Также разработчики предлагают проект системы коллективного использования велотранспорта, аналогичный тем, что уже используются в ряде городов Европы.

Среди наиболее фантастичных – система МЕТА, предполагающая транспортировку до 36 тыс. автомобилей в час со скоростью до 180 км/ч. Она представляет собой непрерывный автоматизированный конвейер из грузовых платформ, движущихся при помощи электротяги по обособленным подземным или надземным конструкциям. «Система должна перемещать автомобиль, куда пожелает его владелец, но при этом без участия водителя» – такова, по словам разработчиков, ее концепция.

Несмотря на расчетную стоимость 2 млрд рублей за километр, эксперты разработали инвестиционный проект такой линии от станции метро «Академическая» до МКАД. Предполагаемая стоимость пилотного проекта – 30 млрд рублей, однако, по мнению его авторов, он может окупиться в течение трех лет.

Сергей Талала считает, что инновационная городская транспортная система на основе решения «Просторный город» устраняет препятствия для функционирования и дальнейшего развития города, а также обеспечивает спрос на инновационную деятельность. Разработчики полагают, что в рамках «Стратегии-2020» есть возможность предложить внедрение такой транспортной системы при поддержке проекта со стороны государства.

Они считают необходимым, чтобы в «Стратегии-2020» содержался подобный значимый проект. С одной стороны, он позволит воспринимать и ассоциировать документ с новейшими инновационными разработками, а с другой – создаст условия для реализации по крайней мере пилотного проекта, на основе которого можно будет судить о дальнейших перспективах.

По мнению авторов, эта система в комплексе может стать альтернативой сегодняшнему официальному пути развития транспорта в городе – «все запрещать, стимулируя людей отказываться от личных автомобилей».

По мнению экспертов, сам представленный проект вряд ли может быть полностью реализован в ближайшей и среднесрочной перспективе, особенно в отношении системы МЕТА. Как отметил заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ Анатолий Федоренко, при смене поколений технологий должен быть «переход без прыжка», то есть необходимо определенное соответствие и совместимость техники и технологий разных поколений. «Здесь же наблюдается именно прыжок», – добавил он

В то же время, по словам экспертов, конкретный проект поднимает более широкую проблему отношения к инновационным проектам. Как подчеркнул директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса России Олег Евсеев, необходимо что-то делать с системой внедрения инноваций в России. «Нужно понять, какие шаги необходимы, чтобы подобные разработки в нашей стране по крайней мере рассматривались», – сказал он.