Экспертные группы
 
Группа 4
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
9 Февраля
Группа № 4: презентация доклада «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений»

В последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. В 2006 году был принят новый закон «О защите конкуренции». Резко повышены санкции за нарушения: в 2007 году введены оборотные штрафы, а в 2009 году – уголовная ответственность за ограничения конкуренции. Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления.

В то же время в сфере применения антимонопольного законодательства существует целый ряд серьезных проблем, связанных как с содержанием норм, так и практикой их применения: 

  • последние изменения системы санкций (2009-2010 гг.) представляют в определенном смысле «откат назад» в части снижения масштабов наказания виновных. Ослабление санкций снижает и угрозы для потенциальных нарушителей, а следовательно -  стимулы воздерживаться от нарушений антимонопольного законодательства;
  • в развитии антимонопольного законодательства укрепляется линия, нацеленная на защиту контрагентов, в отличие от защиты конкуренции. Это проявляется как в содержании отдельных законов (в первую очередь – Закона о торговле), так и в тенденциях применения норм антимонопольного законодательства (в первую очередь – норм о злоупотреблении доминирующим положением);
  • возникла тенденция к использованию антимонопольного законодательства решения политических (а часто и популистских) задач. Особенно ярко это проявилось в возбуждении летом 2010 года многочисленных дел против продавцов, повышающих цены на продукты питания, хотя с самого начала было ясно, что рост цен был результатом панических ожиданий, но никак не сознательных ограничений конкуренции;
  • появилось стремление видеть в антимонопольном законодательстве метод не содействия конкуренции, а прямого регулирования цен. Проявления этой тенденции трояки. Во-первых, уровень цен становится критерием оценки деятельности ФАС. Во-вторых, все чаще применяется норма о монопольно высокой – то есть «слишком высокой» цене. В-третьих, при согласовании слияний относительно часто выдаются предписания о максимальных темпах повышения цен;
  • на фоне роста санкций стали очевидны риски несправедливого обвинения продавцов в ограничении конкуренции. Эти риски вызваны как не всегда высокими стандартами доказательств в делах о нарушении антимонопольного законодательства, так и содержанием отдельных норм.

Сегодняшним проблемам антимонопольной политики посвящен доклад, подготовленный группой сотрудников Института анализа предприятий и рынков под руководством Авдашевой С.Б. «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений».

 

В числе участников обсуждения доклада:

  • начальник аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич,
  • заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев;
  • профессор кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета  МГУ им.М.В.Ломоносова Виталий Тамбовцев;
  • старший научный сотрудник Центра экспертизы законодательства Института прикладных экономических исследований АНХ при Правительстве РФ Вадим Новиков;
  • генеральный директор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко;
  • руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.

 

Модератор дискуссии -  проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев.

 Текст доклада