Экспертные группы
 
Группа 4
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
3 Февраля
Группа №4: круглый стол «Бизнес-ассоциации и их роль в процессах модернизации в России»

Одним из факторов, усугубивших последствия глобального кризиса 2008-2009 годов для России, стала слабость механизмов «обратной связи» между государством и бизнесом. В период кризиса отсутствие эффективных каналов обмена информацией и координации действий с правительством привело к накоплению негативных ожиданий в бизнес-среде и спровоцировало глубокое падение производства – на фоне относительно устойчивого положения большинства компаний.

Одним из классических «механизмов связи» между государством и бизнесом выступают объединения предпринимателей. Сегодня в России существует уже несколько сотен таких объединений. Анализ их деятельности по развитию своих секторов и отраслей и их роли в поддержании диалога между бизнесом и властью стал предметом исследования, проведенного Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ в 2010 году.

Основные выводы исследования ИАПР ВШЭ:

1. В развитых странах бизнес-ассоциации преимущественно выступают в качестве лоббистов. Напротив, в развивающихся странах предпринимательские объединения одновременно выступают в качестве институтов, компенсирующих «провалы рынка» и «провалы государства». Первая функция связана с созданием механизмов, обеспечивающих информацию о состоянии отраслевых рынков, способствующих повышению квалификации и обучению работников, стимулирующих фирмы к внедрению и соблюдению стандартов качества (особенно – при выходе на экспортные рынки). Вторая функция связана с коллективным давлением бизнеса на государство для обеспечения защиты прав собственности, повышения эффективности государственного управления и развития инфраструктуры.

2. Фирмы, входящие в состав бизнес-ассоциаций в России, отличаются более высоким уровнем инвестиций и инноваций и лучшим качеством менеджмента. Однако одновременно эти компании сообщают о том, что они сталкиваются со значимыми барьерами для ведения бизнеса. Таким образом, в целом ассоциации объединяют в своем составе более продвинутые и активные компании, способные на коллективные действия для обеспечения позитивных изменений в деловом климате.

3. В 2000х годы наряду с ведущими «головными» предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП, ОПОРА России, Деловая Россия) сформировался «второй эшелон» - разветвленная сеть отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. Эти ассоциации возникли в ответ на идущий снизу запрос на создание условий для развития бизнеса. Сегодня они охватывают практически все сектора экономики, обладают компетентным аппаратом, активно взаимодействуют со своими членами. Ассоциации способны производить «общественные блага» - выступая как площадки для обмена информацией между предприятиями, производя собственную информацию и аналитику о состоянии рынков и отраслей, организуя экспертизу действующих механизмов государственного регулирования и инициатив по их изменению, способствуя кооперации между фирмами в секторе.

4. Государство– прежде всего, на федеральном уровне – не использует в должной мере потенциал, накопленный предпринимательскими объединениями. Обследование 1000 фирм в обрабатывающей промышленности показало, что члены бизнес-ассоциаций чаще других получают поддержку от региональных и местных властей, но участие в ассоциациях не значимо для получения федеральной поддержки. Сами бизнес-ассоциации (особенно отраслевые) оценивают взаимодействие с государством как низкоэффективное. Характерные цитаты из интервью: «нас не слушают», «нам приходится исправлять чужие решения».

Исследование ИАПР ВШЭ показало, что ассоциации могут выступать в качестве интерфейса взаимодействия между наиболее активными компаниями и государством. Происходящее в рамках бизнес-ассоциаций согласование интересов и стратегий между фирмами в отрасли, а также между фирмами и правительством позволяет снизить риски и неопределенность и создать предпосылки для устойчивого экономического развития.

Что сегодня делают ассоциации – не только для реализации интересов своих членов, но в целом для развития российской экономики? Что нужно для того, чтобы бизнес-ассоциации могли эффективно выступать в роли «агентов модернизации»?

Эти вопросы предлагается обсудить в рамках круглого стола с представителями широкого круга бизнес-ассоциаций из самых разных отраслей экономики – от машиностроения до сельского хозяйства, торговли и ИТ.

В числе участников дискуссии:

  • исполнительный вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виктор Климов,
  • президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский,
  • заместитель директора департамента Минэкономразвития Артем Шадрин,
  • управляющий директор аналитического департамента РСПП Мария Глухова,
  • исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев,
  • президент некоммерческого партнерства «Руссофт» Валентин Макаров,
  • директор Союза независимых сетей России Александр Мальчевский
  • исполнительный директор Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Михаил Маслов

Модератор дискуссии - проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев.