Экспертные группы
 
Группа 5
Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе
14 Октября
Группа №5 - инновационная политика и политическая среда

«России необходима комплексная инновационная политика» – к такому выводу пришли эксперты группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» в рамках обсуждения «Стратегии-2020» на международном научном семинаре «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика: лучший опыт», состоявшемся 14 октября в НИУ ВШЭ.

Л. Гохберг и И. АгамирзянРуководители группы Леонид Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ, и Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО "Российская венчурная компания" (РВК), представили участникам мероприятия предварительные итоги работы экспертной группы. По словам руководителей группы, главными задачами ее работы являлись: оценка нынешнего состояния российской экономики с точки зрения инновационного развития, разработка возможных сценариев развития инновационной среды и разработка инструментов политики, которые новое правительство сможет внедрять, начиная с середины 2012 года.

"Тематика пятой группы является горизонтальной и пересекается с тематикой практически всех остальных групп, определяющих конкретные направления развития, - отметил Игорь Агамирзян. - Для того, чтобы можно было осуществлять экономический рост, базирующийся на инновациях, необходимо, чтобы была и соответствующая налоговая политика, и кадровая, и научная и прочее. В ходе работы нашей экспертной группы мы наметили несколько приоритетных направлений, с которыми связан рост инновационно-технологического бизнеса. В первую очередь, это наука, образование, социальная среда, развитие креативного класса. По всем направлениям требуются определенные изменения, но начинать необходимо с человеческого капитала. Практика работы с молодыми предпринимателями показывает, что одной из основных проблем является то, что многие из них не понимают, как функционируют глобальные рынки".

Представляя итоги работы экспертной группы №5, ее руководители рассказали о трех возможных сценариях инновационного развития России. Первый сценарий - инерционный, при котором изменения носят частичный ("точечный") характер; второй - "прогрессорский", наиболее сложный, но перспективный вариант для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности; третий - умеренный, это некий "коридор", сочетающий в себе элементы первого и второго сценария.

Леонид Гохберг озвучил ряд проблем, требующих радикальных изменений в области среднего и высшего образования, корпоративного законодательства, необходимости создания условий для развития инноваций, введения открытой программы фундаментальных исследований с ориентиром на поддержку лучших. Существенной проблемой перехода к инновационной экономике являются социальные и региональные разрывы, при которых у определенных групп нет доступа к инновациям.
Для решения проблем экспертами группы предложена концепция инклюзивных инноваций, развития общественного восприятия инноваций и развития механизмов стимулирования спроса на инновации.

"Мы предлагаем целый набор возможных инструментов политики как в рамках концепции инклюзивных инноваций, нацеленных на вовлечение всех категорий населения в инновационный процесс, так и с точки зрения общественного восприятия инноваций и, безусловно, в конечном счете, формирования масштабного и значимого по своему вкладу в развитие экономики и в общественную жизнь креативного класса", - отметил Л. Гохберг.

Эксперты также отметили, что сырьевая модель интеграции российской экономики в глобальную несет с собой большое количество рисков, а главное - ведет к существенной зависимости от внешней конъюнктуры. Для обеспечения интеграции на более высоких уровнях необходимо технологическое развитие и рост экономики, основывающийся на инновациях.

Мероприятие завершилось выступлением Даниэля Малкина, руководителя отделения "Организации по экономическому сотрудничеству и развитию" (ОЭСР) по науке и экономической политике, который представил результаты внешней оценки инновационной политики России, во многом совпадающей с оценкой российских экспертов. Он отметил хорошую аналитическую работу, проделанную экспертами группы по инновационной политике.