Экспертные группы
 
Группа 6
Налоговая политика
5 Июля
Зачем России нужна новая налоговая стратегия

РБК daily

Александр Галушка, президент «Деловой Росии», руководитель экспертной группы правительства России «Налоговая политика»

 

Александр ГалушкаВ посткризисном мире идет формирование новой модели экономического роста. Стимулирующая функция налоговой системы занимает важнейшее место в этом глобальном тренде. В мировой экономической мысли налоговый дискурс уверенно сместился с нейтральности к стимулирующей роли налоговой системы.

В России модель экономического роста и социального развития прошлого десятилетия исчерпала себя: рост ВВП замедлился до 3—4% в год, рост цен на энергоносители не сопровождается притоком капитала, а сопровождается его оттоком, государственный бюджет балансируется только при цене 120 долл. за баррель нефти. Эта конструкция российской экономики и бюджетной системы является крайне уязвимой. Падение мировых цен на энергоносители поставит дилемму: сокращение государственных расходов или повышение налоговой нагрузки.

Сокращение госрасходов является крайне социально болезненным решением и может оказаться политически неприемлемым. Повышение налоговой нагрузки неизбежно затормозит и без того неустойчивый экономический рост, что означает прямой путь к стагнации. Так, от повышения ставки страховых взносов с 26 до 34% экономика потеряла, по оценке Минэкономразвития, в 2011 году от 0,5 до 0,7% ВВП, а по оценке Института Гайдара, 0,7% роста ВВП ежегодно. В результате итоговый фискальный эффект повышения страховых взносов для бюджета расширенного правительства практически равен нулю.

Таким образом, резервы экономически оправданного повышения общего уровня налоговой нагрузки исчерпаны. Это подтверждает и 105-е место России в мире по качеству налоговой системы, в соответствии с рейтингом Всемирного банка, что для развивающейся экономики — плохой, неконкурентоспособный результат.

При этом следует отметить, что на фоне общего высокого уровня налоговой нагрузки наблюдается ее чрезмерность для заработной платы и неконкурентный уровень для добавленной стоимости и прибыли. Российская ставка страховых взносов на заработную плату в 34% значительно проигрывает другим странам: США — 10%, Англии — 10,8%, Канаде — 12,6%, Японии — 14,7%, Швейцарии — 17,6%, Германии — 22% и др. Такое положение с налоговой нагрузкой вносит значительный вклад в снижение конкурентоспособности российской юрисдикции. Так, сравнение с Казахстаном — прямым конкурентом России как на глобальных рынках, так и в создаваемом едином экономическом пространстве — показывает следующие результаты (см. таблицу). Это проявляется более чем в девятикратном отставании России от Казахстана — прямого конкурента — по привлеченным прямым иностранным инвестициям на душу населения (91 долл. в России против 890 долл. в Казахстане).

Особо следует подчеркнуть, что экономический рост наиболее чувствителен к налоговой нагрузке на заработную плату, добавленную стоимость, прибыль. При этом ставки налогов на труд, прибыль и добавленную стоимость влияют на конкурентоспособность национальной экономики. Также размер ставок налога на прибыль и добавленную стоимость определяет возможность бизнеса по накоплению капитала и инвестированию, финансированию инноваций.

Вместе с тем при общем высоком уровне налоговой нагрузки обращают на себя внимание резервы повышения налоговой нагрузки по ряду налогов. Потенциал повышения доходов от акцизов на табак — 744 млрд руб. с 2015 года (расчеты основываются на положениях Концепции осуществления госполитики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы и предусматривают поэтапное достижение к 2015 году уровня налогообложения табачной продукции до уровня, соответствующего беднейшим странам Восточной Европы, и учитывают возможное 50-процентное сокращение рынка).

Потенциал повышения доходов от акцизов на крепкий алкоголь и пиво — 313 млрд руб. с 2014 года (расчеты предусматривают 19-процентный ежегодный рост цены продукции в течение четырех лет с достижением к 2015 году уровня налогообложения прибалтийских стран и Польши, сохранение уровня потребления пива, роста — вина и 40-процентное снижение — водки).

Потенциал повышения доходов от НДПИ на газ — 890 млрд руб. с 2012 года (оценка основывается на выравнивании в 2012 году уровня налогообложения газа с текущим уровнем налогообложения добычи нефти), на нефть — 850 млрд руб. с 2012 года (расчет в базовых условиях 2008 года, предусматривает выравнивание уровня налогообложения добычи нефти к соответствующему уровню 2008 года в Норвегии, имеющей более сложные условия добычи и разведки).

Налог на имущество физических лиц: объем текущего сбора аномально низок — 15 млрд руб. в год, что меньше затрат на его администрирование.

Особо следует подчеркнуть, что повышение налога на имущество физических лиц, акцизов на табак, крепкий алкоголь и пиво не снижает экономический рост и при этом создает базу исполнения социальных обязательств. То же самое относится к НДПИ на газ и нефть: в соответствии с общепризнанными принципами экономической теории изъятие незаработанного дохода — природной ренты (НДПИ является формой такого изъятия) — не оказывает влияния на экономическое развитие.

Таким образом, ключевой проблемой российской налоговой системы следует признать структурную несбалансированность: чрезмерная налоговая нагрузка на заработную плату, неконкурентный для развивающейся экономики уровень налоговой нагрузки на добавленную стоимость и прибыль, то есть тех налогов, по отношению к которым экономический рост наиболее чувствителен, сочетается с низким уровнем налоговой нагрузки на имущество физических лиц, потребление табака и крепкого алкоголя, а также налоговым недоизъятием природной ренты, то есть тех налогов, по отношению к которым экономический рост нейтрален.

Такая ситуация является объективным основанием для центральной идеи налоговой стратегии — структурного налогового маневра. Суть налогового маневра заключается в росте налоговой нагрузки по налогам, не снижающим экономического роста, — акцизам на табак, крепкий алкоголь, налогу на имущество физических лиц, установлении экономически обоснованного и сравнимого с другими странами уровня изъятия природной ренты, и за счет этого снижение налоговой нагрузки по налогам, снижающим экономический рост, — налогам на труд, прибыль, добавленную стоимость. При этом уровень снижения должен обеспечивать налоговую конкурентоспособность российской юрисдикции.

Практическая реализация предлагаемой стратегии налогового маневра обеспечивает такую структуру налоговой нагрузки, при которой одновременно и социальные обязательства исполняются, и экономический рост стимулируется. Последнее приводит к расширению налоговой базы и росту возможностей по увеличению государственных, в том числе социальных, обязательств.

Кроме того, в рамках предлагаемой структуры налогов следует отметить ряд дополнительных эффектов. А именно: повышение рентных и имущественных налогов стимулирует повышение эффективности использования природных ресурсов и имущества соответственно, а повышение акцизов на табак и крепкий алкоголь стимулирует повышение уровня здоровья нации.

Следовательно, налоговый маневр, обеспечивая исполнение фискальной функции налоговой системы, лучшим образом раскрывает ее стимулирующую роль: с одной стороны, общая структура налогов стимулирует экономический рост, с другой стороны, в рамках общей структуры увеличиваются налоги, стимулирующие эффективность использования ресурсов и решение социальных проблем.

Таким образом, проведение налогового маневра — лучшая налоговая стратегия, отвечающая на глобальный вызов поиска новой модели экономического роста, соответствующая фундаментальным трендам мировой экономической мысли и реальным потребностям российской социально-экономической системы, включая необходимость кардинального улучшения делового климата, привлечения инвестиций, роста доходов бюджета, исполнения социальных обязательств, модернизации российской экономики.

image_1 (original)