Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
16 Апреля
Группа №7 - обсуждение Концепции миграционной политики

Экспертная группа № 7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» провела 16 апреля обсуждение Концепции миграционной политики РФ.

С докладами выступили Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы, Михаил Денисенко, зам. директора Института демографии НИУ ВШЭ, Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.

 

Выступление Константина Ромодановского касалось основных принципов разрабатываемой Концепции миграционной политики. Глава ФМС отметил, что она должна способствовать стабилизации и увеличению численности постоянного населения страны; помогать обеспечению потребности экономики в рабочей силе; содействовать модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности отечественной экономики; обеспечивать национальную безопасность и международные интересы страны.

Ромодановский коснулся основных вызовов, которые встают при разработке нового документа:

  • демографические прогнозы показывают неминуемое, во всех сценариях, снижение количества трудоспособного населения;

  • между тем модернизация экономики будет сопровождаться ростом спроса на труд;

  • рост спроса на труд будет неравномерен в зависимости от регионов, но в сегодняшней России низка пространственная мобильность – ей мешает и неразвитый рынок жилья, и административные барьеры, и отсутствие традиций переезжать за рабочими местами;

  • возрастет на рынке труда роль высококвалифицированных специалистов.

Ромодановский сформулировал также основные задачи государственной миграционной политики, среди которых он выделил расширение возможностей для переселения в РФ на постоянное жительство; разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы; содействие образовательной миграции (обучение иностранных студентов); содействие академической мобильности (привлечение иностранных ученых).

В качестве возможных приоритетных мер он назвал содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных работников; разработку программ по стимулированию миграции в Россию инвесторов и предпринимателей; упрощение правил переселения в РФ в целях воссоединения семей; содействие переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.. Он также высказался за отмену института разрешения на временно проживание и отказ от механизма квотирования привлечения иностранной рабочей силы.

 

Михаил Денисенко в своем выступлении представил развернутый анализ демографической ситуации в России. Он отметил, что в ближайшие годы (10 лет) численность населения России в трудоспособном возрасте заметно сократится. Процесс старения населения, в том числе его экономически активной части продолжится. Компенсировать сокращение населения с помощью мер демографической политики, роста производительности труда, реформы образования в ближайшие годы не удастся. На реализацию всех этих мер нужно время.

В частности, согласно подсчетам Института демографии, к 2015 году мигранты будут не нужны российскому рынку труда при условии, что производительность труда будет расти на 8% в год. При 6%-ном росте производительности необходим будет 1 млн рабочих рук извне, а при наиболее вероятном 4%-ном – понадобится 7 млн иностранных работников.

Отсюда следует, что привлечение необходимых человеческих ресурсов из-за рубежа на российский рынок труда в ближайшей перспективе неизбежно. Необходимо разрабатывать такую миграционную политику, которая нацелена на отбор нужных стране мигрантов, поддерживаемых мерами адаптации и интеграции. Это позволит повысить эффективность миграции и снизить риски от притока мигрантов.

 

Последовавший доклад Ярослава Кузьминова «Основные направления новой миграционной политики» был связан с широким кругом мер, которые должны обеспечить такой рынок труда в стране, который поможет поступательному развитию российской экономики. Я. Кузьминов отметил, что необходимо создать условия для притока в страну квалифицированных исполнителей (рабочие, технические специальности), которые восполнят недостачу на российском рынке труда.

Он констатировал, что легальная миграция не оказывает понижающего влияния на уровень зарплат и занятости среди местных работников. Исключение из этого правила: малые города и трудоизбыточные регионы Юга и Северного Кавказа. Во всех прочих случаях легальные мигранты скорее помогают создавать новые рабочие места. Невысокие зарплатные притязания мигрантов базовой и средней квалификации создают благоприятные условия для развития бизнеса, сдерживают рост цен на товары услуги.

Ориентация на инновационное развитие требует привлечения в страну как ученых, так и иностранных студентов, показавших незаурядные успехи при окончании школы.

Необходимо будет привлекать и неквалифицированную рабочую силу, но, в отличие от вышеуказанных категорий, у таких мигрантов не должно быть права на постоянное проживание.

Касаясь в целом рисков миграции, Кузьминов отметил, что в общественном мнении сильно преувеличенным является криминальный риск – на самом деле мигранты создают в несколько раз меньшие криминальные риски, чем граждане РФ. Подлинным риском он назвал культурный разрыв с местным населением, ведущий к созданию замкнутых изолированных национальных общин. Необходимы программы, позволяющие интегрироваться мигрантам в местное общество, а также полностью интегрировать в него детей мигрантов.

 

В последовавшем обсуждении эксперты отметили, что представленный выступающими набор подходов и мер – это еще не вся миграционная политика, а только часть ее, «иммиграционная политика». Отмечалось, что необходимо также разрабатывать меры по развитию внутренней миграции российского населения, учитывать проблему эмиграции из России, при разработке Концепции ставить во главу угла интересы российского государства и российских граждан.

В заключении дискуссии Я. Кузьминов призвал всех участников обсуждения принять активное участие в дальнейшей разработке Концепции миграционной политики.