Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
28 Мая
Группа №7 — обсуждение проекта Минздрава по Основным направлениям действий на рынке труда

28 мая в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" состоялось очередное открытое заседание экспертной группы №7 "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика". Темой экспертного обсуждения стал «Проект Основных направлений действий на рынке труда в 2011–2015 гг.», подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Документ представили директор департамента занятости и трудовой миграции Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Блинова и заместитель директора того же департамента Ирина Гривина.

В 24-страничном проекте отмечены итоги работы по поддержке рынка труда в период кризиса 2008–2010 гг. Констатируется, что в результате проводимых мероприятий сохранено около 2 млн рабочих мест; создано около 4 млн дополнительных рабочих мест, большая часть из них — временные, связанные с общественными работами; постоянным было примерно каждое десятое созданное рабочее место. К концу 2010 года регистрируемая безработица вернулась к докризисным значениям.

При подготовке Проекта действий на рынке труда до 2015 года широко использовались отраслевые стратегии, принятые министерствами и ведомствами. В результате суммирования прогнозных показателей ведомственных стратегий в Проекте определено количество новых рабочих мест, которые будут созданы к 2015 году — 650 тысяч.

В документе говорится о необходимости улучшать механизмы поддержки занятости, совершенствовать региональную структуру занятости, повышать эффективность действующих программ в этой области и разрабатывать дополнительные программы. В частности, речь шла о поддержке внутренней миграции рабочей силы посредством покрытия расходов на переезд безработных и членов их семей в те места, где выше потребность в рабочей силе, об увеличении общей занятости за счет создания дополнительных условий для инвалидов (трудоспособных инвалидов в России 5 млн человек), пенсионеров, домохозяек. По использованию иностранной рабочей силы было предложено, в частности, шире использовать агентства по организованному найму иностранных работников. Была отмечена необходимость проведения мероприятий по повышению толерантности местного населения по отношению к трудовым мигрантам. Было предложено определить категории трудовых мигрантов, которым следует облегчить предоставление права на постоянную работу и получение в российское гражданство.

Проект предлагает расширить господдержку стажировок молодых специалистов на производстве, включив в рамки господдержки не только выпускников, но и студентов вузов, что поможет им лучше освоить профессию и наладить контакты с потенциальными работодателями.

При обсуждении эксперты отметили ряд слабых мест Проекта. Так, директор Центра трудовых исследований Владимир Гимпельсон отметил, что в России уже один из самых высоких уровней занятости в мире по отношению к потенциальной рабочей силе, а потому стремление к его увеличению едва ли оправдано и вряд ли приведет к желаемым результатам.

Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, отметил недостаток структурной четкости и внутренние противоречия проекта: «Премьер-министр на днях говорил об удвоении производительности труда за 10 лет. Это примерно на 7,3% в год. Но в то же время о росте ВВП более 6% никто, даже в самых оптимистичных прогнозах, не упоминает. Значит, если будет достигнута цель по производительности, то ситуация и с увеличением занятости, и с привлечением иностранной рабочей силы должна выглядеть совсем по-другому».

Ирина Соболева, заведующая лабораторией социально-трудовых отношений Института экономики РАН, отметила, что Проект не содержит описания механизмов действий по реализации намеченных целей; нужно указывать не только «что», но и «как».

Резюмируя экспертное обсуждение, Владимир Гимпельсон, ведущий заседание, отметил: «Не вполне понятно назначение документа и его идея. Не выделены главные пункты действий. Много говорится о создании новых, эффективных рабочих мест. Но ведь это — только часть процесса обновления. Есть еще и ликвидация старых, неэффективных рабочих мест. О том, как это делать, как помогать людям, которые находились на этих «старых» местах — не сказано. Самое же главное: создание новых рабочих мест требует другого инвестиционного климата. Все последние 20 лет динамика сокращения рабочих мест превышает динамику их создания. В результате занятость в корпоративном секторе падала, а в неформальном — росла. Изменить ситуацию здесь — ключевая, на мой взгляд, задача. Но эта задача — далеко не для одного лишь Минздравсоцразвития».