Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
17 Февраля
 Россияне и мигранты рассказали друг о друге

ИА Росбалт (Санкт-Петербург)

Татьяна КАБАНОВА

В Москве в четверг состоялась пресс-конференция на тему "Миграция: за и против. Общественное мнение в России о миграции". В ней приняли участие директор Федеральной миграционной службы России (ФМС) Константин Ромодановский, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и заведующий кафедрой демографии ВШЭ Михаил Денисенко.

На мероприятии были обнародованы итоги исследования о том, как граждане России относятся к мигрантам, которое по заказу ВШЭ провел фонд "Общественное мнение".

Как отметил Константин Ромадановский, оценка миграционной ситуации, причем и российскими гражданами, и самими мигрантами "впервые так широко озвучивается и доводится до общественности".

В начале презентации Михаил Денисенко уточнил, что исследование проводилось в рамках разработки "Стратегии-2020". По его словам, "уникальность этой работы заключается в ее объеме: было опрошено 24,5 тысячи человек из 49 субъектов Российской Федерации (676 городов, 315 поселков городского типа, 963 сел).

Международный опыт

Для понимания, на каком этапе развития миграционной политики находится Россия, была сделана попытка сопоставления полученных результатов с результатами обследования, проводимых в зарубежных странах, принимающих мигрантов, среди которых Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и Франция. Однако не стоит забывать, что эти государства отличаются по своей миграционной истории и политике. Великобритания и США наиболее либеральны в проведении своей миграционной политики. Германия и Франция, в свою очередь, аккумулировали значительную по численности часть иностранного населения, иностранцы там составляют до 10% населения от общей численности. Эти страны проводят в целом сдержанную миграционную политику, главная задача которой - интеграция. Испания и Италия только в последние годы стали активно принимать мигрантов.

Российские реалии

По замечанию Михаила Денисенко, "представление о миграции и мигрантах у нашего населения достаточно размыто: для одних мигрант - человек нерусской национальности, для других - иностранный гражданин, для третьих - тот, кто приехал на постоянное место работы, для четвертых - те, кто выполняет тяжелую и неприглядную работу".

Первый вопрос, который задавался участникам опроса, касался оценки количества мигрантов в их населенном пункте. В целом по стране большая часть респондентов считает, что мигрантов "очень много", что схоже с оценками в других странах.

Эксперт обращает внимание на то, что "ответы дифференцируются в зависимости от места происхождения респондента: они распределяются очень четко по размерам населенного пункта" и больше всего тех, кто считает, что мигрантов "очень много", из тех регионов, где, согласно статистике, действительно значительное количество мигрантов (Москва, Санкт-Петербург и крупнейшие города-миллионеры). Также он замечает, что ответы, которые относятся к мигрантам из других государств и мигрантам из других регионов России, практически идентичны. Другими словами "население особо не дифференцирует внешних и внутренних мигрантов".

Россияне терпимо относятся к мигрантам с Украины и Молдовы и негативно - к выходцам с Кавказа и Азии. Значительная часть населения России не хочет, чтобы дети мигрантов учились в одной школе с детьми россиян.

При этом лозунг "Россия - для русских" поддерживает меньшинство опрошенных (11%), оно же оправдывает действия скинхедов (10%).

"Российские граждане понимают, что мигранты работают там, куда не идут русские", - сказал Денисенко.

Если говорить о причинах использования труда мигрантов, то у населения сложился совершенно четкий стереотип, что мигрантов используют потому, что труд их дешев. Население прекрасно понимает, что мигранты работают в тех местах, куда не пойдут работать российские граждане и что они выгодны работодателям в зачастую в силу их бесправного положения.

Ответы на вопрос "не отнимают ли рабочие места мигранты у местного населения" российских респондентами схожи с ответами, полученными в Великобритании и США, где довольно либеральное трудовое законодательство, в отличие от опрашиваемых в Германии, Испании и Франции, не считающих, что приезжие отнимают их рабочие места, так как, по замечанию Кузьминова, в этих странах очень высокий уровень защиты работников и их рабочих мест.

По мнению Денисенко, интересным представляется результат ответов на вопрос: "Нанимали ли вы мигрантов для выполнения работ за последние 10 лет?". В целом по России ответы очень умеренные - 11% респондентов, в то время как в Москве - 37%, а в Санкт-Петербурге - 16%, однако, что касается остальных городов, то опыт двух вышеназванных мегаполисов получает распространение и в них.

На вопрос о сохранении мигрантами своего уклада и традиций, то отношение россиян к этому вполне терпимо, однако это касается именно их частной жизни, не выходящей за пределы семьи и дома.

Очень интересно и несколько неожиданно мнение сограждан об обязательном изучении мигрантами русского языка: только половина поддержала данное предложение, 10% респондентов затруднились ответить, а считающие, что этот экзамен не нужен, мотивировали свой ответ тем, что тем, кто приезжает на временные работы, русский язык учить некогда.

Что же касается источников финансирования интеграционных программ, то большая часть населения считает, что они должны осуществляться не за счет налогоплательщиков, а за счет либо работодателей, либо зарубежных государств. В свою очередь, везде оценки действий государства в области миграции негативны.

Взгляд с другой стороны

Константин Ромодановский привел результаты опроса самих мигрантов, в котором приняли участие 456 человек из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, работающих в Москве и Московской области. По его словам, "подавляющее большинство приехали с целью поработать и вернуться к себе на родину". 62% опрошенных находят работу и жилье, а также оформляют необходимые документы через знакомых и родственников, под которыми подразумеваются их соотечественники, оказывающих посреднические услуги. На фоне этого "самостоятельно без чьей-либо помощи работу нашли 7,5 респондентов". 63% работают без трудового договора и это сопоставимо с 67% тех, кто сталкивался с невыплатой заработной платы.

Проблемы обозначены

Промежуточные выводы, к которым приходит глава ФМС, заключаются в том, что проводится слабая информационная работа и слабо организовывается помощь в решении стоящих перед мигрантами вопросов. В силу низкого уровня доверия к официально действующим землячествам (72% к ним ни разу не обращались), в результате опроса выявлен весьма высокий уровень доверия приезжающих к неформальным землячествам, что свидетельствует об их "способности к "саморегуляции" и самообразованию". Тем не менее, по мнению Ромодановского, участие диаспор в адаптации неоднозначно. Согласно данным чиновника, 92% мигрантов проводят свободное время только в кругу своих соотечественников, что не является свидетельством удовлетворительной адаптации и приспособлении к московским условиям.

Глава ФМС ссылается на мнение экспертов, согласно которому "уровень владения русским языком неуклонно снижается, в качестве одной из причин этого этнические корейские, участвующие в опросе, указали сужение зоны употребления русского языка в странах их постоянного проживания".

Затрагивает он и проблему ксенофобии: "49% опрошенных заявили, что были свидетелями плохого отношения к мигрантам из-за их национальности, а 36% лично наблюдали такое отношение, 96% насилия по отношению непосредственно к себе не испытывали. Но при этом, только 1% участвующих в опросе чувствует себя в Москве в безопасности". Каждый третий из респондентов заявил вымогательстве взятки. Попутно директор ФМС отметил, что "приезд в Москву является затратным - расходы в среднем составляют 15 тысяч рублей, которая отрабатывается мигрантами в течение 1-3 месяцев. Однако, несмотря на те трудности, с которыми приходится сталкиваться мигрантам, большинство из них заявили, что не пожалели о своем решении приехать в Россию на заработки.

Что дальше?

Говоря об основных направлениях миграционной политики России, Ярослав Кузьминов отметил, что наша страна находится на "развилке": либо ее ждет существенное сокращение населения, либо будет начата активная демографическая политика, цель которой - "стабилизация и даже рост населения страны". В подтверждение этих слов он сослался на недавнюю статью Владимира Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России", где основная задача сводится к тому, что "или у нас будет резкое падение населения к 2050 году - чуть большое 100 млн человек, или мы очень существенные деньги направим на поощрение рождаемости, на помощь молодым семьям". Кузьминов подчеркивает, что, несмотря на то, что это "дорогие и тяжелые для нашей экономики меры, они необходимы для сохранения демографического баланса и прироста населения, пусть и относительно небольшого".

В своей статье Владимир Путин затронул и миграционную политику государства, отметив неэффективность программы по переселению в Россию соотечественников, которые являются носителями нашей культуры и чувствуют себя русскими людьми, но живут в других странах. Ярослав Кузьминов согласился с этим замечанием. "Очень важно для этих людей обеспечить возможность приехать в Россию, чтобы жить в России и стать нашими гражданами", - сказал он.

Тот факт, что "у нас очень образованное население, и оно является одним из самых ориентированных на получение высшего образования в мире (более 80% семей отправляет детей в высшие учебные заведения)", по мнению эксперта, является "мощным драйвером роста нашей экономики". Несмотря на все очевидные плюсы, вследствие этого возникает проблема "заполнения рабочих мест", в том числе, требующих мало- и среднеквалифицированных кадров. На такую работу российские граждане соглашаются все неохотнее.

Ярослав Кузьминов призывает не сокрушаться по этому поводу, так как "все развитые страны проходили эту стадию и на такого рода рабочие места приглашали граждан других государств". Поэтому "миграционный рост, имеющий трудовую основу, неизбежен, но вопрос в том: "Как его организовать? Какую стратегию здесь выбрать: ориентирующуюся на временную трудовую миграцию или поощряющую приезд сюда людей с семьями?".

Эксперты вместе с ФМС выработали совместную позицию, суть которой заключается в том, что выделяются разные категории мигрантов:

- уже упоминавшиеся "потенциальные сограждане по своей культуре, ощущающие себя русскими" и желающие стать российскими гражданами, которым "нужно помочь как можно быстрее вернуться на историческую родину и максимально сократить путь к получению ими гражданства";

- беженцы, которых "принимает любая цивилизованная страна - люди, которым надо помочь. Их не очень много и они являются жертвами тех или иных социальных катаклизмов, репрессий";

- высококвалифицированные мигранты - "с одной стороны, выпускники наших ВУЗов, с другой стороны, высококвалифицированные иностранные специалисты, которых нам не хватает". Это нормальная ситуация обмена развитых стран между собой такого рода кадрами, поэтому им необходимо максимально облегчить трудоустройство;

- средне- и малоквалифицированные мигранты. Российская сторона должна сделать "условием приезда и получения работы в РФ - выполнение ими минимальных требований по культурной и социальной адаптации в нашем обществе, таких как сдача экзаменов по русскому языку, основам российской истории, права и культуры". Это в одинаковой степени как "помощь мигрантам, так и условия нашего с вами комфортного существования". Вторым условием является "наличие нормальной квалификации" у приезжающих.

В качестве примера была приведена работа ФМС в сотрудничестве с правительствами сопредельных государств по организации профессионально-технических училищ, техникумов в этих странах, где идет подготовка людей для работы в России.