Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
24 Мая
Группа №8 — новые средства контроля здоровья детей

Паспорт здоровья — это флэш-накопитель, на котором собрана подробная информация о здоровье школьника, его физическом и психологическом состоянии (рост, вес, давление, группа крови, хронические заболевания и т.д.). Одни разделы паспорта ребенок заполняет самостоятельно, другие — редактируют работники школы (психолог, учитель физкультуры, врач). На основе собранной информации вырабатываются индивидуальные «маршруты здоровья» — ребенку и его родителям даются рекомендации по режиму дня, питанию, физическим нагрузкам и проч.

Введение в школах паспортов здоровья обсуждается не впервые — с 1 сентября 2010 года начался эксперимент по их апробации в нескольких школах Москвы, Санкт-Петербурга, но вопросов по-прежнему много. Почему «паспорта» вводятся именно в школах? Почему проблемой здоровья школьников должны заниматься учителя? Должны ли «паспорта» быть обязательными или добровольными? Каков уровень конфиденциальности собранной информации? Кто будет иметь к ней доступ? И как ее интерпретировать?

«По Конституции ответственность за здоровье детей возложена на родителей. Но часто дитя у семи нянек остается без глазу, — отметила в своем докладе заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАН Светлана Берташ. — Врачи говорят: «Мы лечим». Педагоги: «Мы учим». Родителям — вообще не до того, им, не хватает времени и сил, а сам ребенок — не особо мотивирован на то, чтобы укреплять здоровье.

При этом если ребенок имеет хроническое заболевание, например, эндокринной системы, это влияет не только на общее состояние и самочувствие, как у взрослых, но и на успешность его обучения.

Проректор Московского института открытого образования Лариса Курнешова (до недавнего времени — первый заместитель руководителя Московского департамента образования) утверждает, что в таких случаях можно прилагать изрядные усилия, но так и не добиться результатов в обучении. И хотя задача медиков не только лечить, но и заниматься профилактикой заболеваний —, медики ее решают, в большинстве случаев, в рамках «отведенных пятнадцати минут осмотра». Профилактика заболеваний в основном направлена на предупреждение развития осложнений. «Мы прекрасно знаем, что основным инструментом медицинских работников является диспансеризация. Других инструментов у медицины нет».

По словам Ларисы Курнешовой, в числе задач, которые решает паспорт здоровья — мониторинг влияния ситуации в школе на здоровье детей, определение ресурсов их здоровья и степени риска заболеваний. Кроме того, предполагается, что если сами школьники будут вести свои «паспорта», то, в конце концов, у них появится желание следить за своим здоровьем.

«Если бы директором был я, то поддержал бы этот паспорт здоровья», — заявил в ходе обсуждения директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев. Поскольку повсеместно происходит переход на электронные базы данных, «было бы неверным вставать поперек потока и говорить, что электронные базы данных  ошибочны». Опасения по поводу конфиденциальности и защиты личной информации, безусловно, оправданы, но секретную информацию о ФБР и Минобороны США, как бы упорно они её ни скрывали, можно прочитать на WikiLeaks. Вопросы «взлома» любой системы, в том числе содержащей данные паспортов здоровья, нужно решать в рамках профессиональной этики или уголовного права.

Опасения в этой ситуации у Николая Малофеева вызывает и низкая культура населения: «Я говорю как дефектолог, как человек, которому «элитные» родители приводят «элитных» детей и даже примерно не понимают, что происходит с этими детьми. Девять десятых родителей, которые получают информацию от специалиста, либо идут ее перепроверять, либо говорят: «Это он сказал — ну пусть он так и делает». Поэтому первый пользователь паспорта здоровья — это родитель, он должен узнать собственного ребенка».

Причем вполне разумно, по его мнению, что доступ к «паспорту» есть как у родителей, так у медиков и педагогов: «Амбициозные родители дают ребенку больше нагрузок, ребенок не справляется — родители должны про это знать, учитель в этом случае должен защищать интересы ребенка и выступать против родителей. Мне кажется, равно заинтересованные конкурирующие получатели информации — родитель, педагог, медик — могут иметь благодаря «паспорту» объективную картину, но насколько грамотно они воспользуются информацией, зависит от их морально-этических качеств».

Научный руководитель ИРО Исак Фрумин выразил сомнения по поводу того, как педагоги могут использовать данные паспортов здоровья: «Я представил себе традиционные классные часы про укрепление здоровья, когда ребенок думает, что если это все так скучно, то уж лучше я буду болеть. Новая культурная ситуация требует других инструментов. Их нужно искать и создавать».

Кроме того, по словам Исака Фрумина, важно понять, кто и как должен давать рекомендации родителям с учетом собранной информации. Если это делают медики, то каждому ребенку — индивидуально, и не на «уровне журнала «Работница», а профессионально и обоснованно. Давайте ограничимся мониторингом и, если есть беспокойство, пусть родители с детьми идут к профессиональным врачам».

На проблему сбора информации и ее интерпретацию обратил внимание и вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. «Есть инструментарий, его можно совершенствовать и обсуждать вопросы защиты информации. Но остается вопрос: кто интерпретирует и дает индивидуальные рекомендации? Мнения и родителей, и учителей учитывать надо, но рекомендации должны давать профессионалы». И еще одно важное условие — добровольность «выдачи» паспортов здоровья.