Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
18 Октября
Группа №8 - Экономика дошкольного образования

18 октября состоялся очередной совместный семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по доработке Стратегии-2020. С докладом на тему «Результаты мониторинга экономики дошкольного образования (по опросам руководителей)» выступила директор ИРО ВШЭ Ирина Абанкина.

В работе семинара принял участие замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов. Основная проблема, рассмотренная в докладе, сводилась к тому, в какой мере управленческие стратегии руководителей детских садов согласованы с интересами и потребностями семей.

Дошкольное образование — самый быстрорастущий с точки зрения общественного спроса рынок, причем его негосударственный сектор пока развит крайне слабо. Охват дошкольным образованием детей старше 5 лет приближается к 80%. Число детей в детских садах постепенно растет, и на сегодняшний день порядка 5миллионов детей по всей стране посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Но вместе с ростом числа детей растут очереди в детские сады, особенно это характерно для групп детей от 1 до 3 лет. Заботливые родители встают в очередь в детский сад еще до рождения ребенка.

Детсадовские диспропорции

В ходе мониторинга было зафиксировано, что при оценке качества услуг ДОУ на первое место выходит здоровье детей. Это ключевая характеристика, на которую реагируют родители, выбирая детский сад. Второй показатель качества — «открытость» детского сада к запросам и интересам родителей. При этом такие показатели, как наличие дополнительных программ обучения, вариативность образования, оснащенность игрушками, практически не имеют значения для родителей в среднем по стране.

В условиях роста очередей в детские сады происходит перенос ответственности за комплектование дошкольных учреждений на органы управления образованием. По словам Ирины Абанкиной, желание органов власти снизить остроту проблемы очередей, снять коррупционную составляющую и сделать набор в детские сады более прозрачным — цели, конечно, благие. Но отсутствие рычагов влияния на набор у руководителей ДОУ может иметь и негативные последствия.

В поле зрения исследователей оказались доступность Интернета и пользование компьютерами. Как выяснилось, в половине опрошенных учреждений либо вообще нет компьютеров, либо они стоят только в кабинетах администрации. А доступ к компьютеру детей, когда они могут играть в специальные обучающие и развивающие игры, нельзя признать распространенной практикой. Что касается Интернета, то им оснащены разве что дошкольные учреждения Москвы, а вот малым городам, не говоря уже о селах, доступ в отрытое информационное пространство закрыт. А значит, и публичные отчеты о деятельности детсада будут помещены на его стенах, а не в Интернете.

Мониторинг не обошел вниманием структуру доходов и расходов ДОУ. Довольно высокой оказалась доля регионального бюджета в финансировании детсадов. Второй по значимости источником — родительская плата, составляющая порядка 20% доходной части бюджетов детсадов. В большинстве городов порядка 15% зарплаты работников детсадов обеспечивается как раз из родительских средств, в селе же они идут на питание детей и коммунальные услуги.

Что касается расходов ДОУ, то здесь исследователи хотели понять, идут ли средства на повышение квалификации персонала, приобретение учебной и методической литературы, мягких игрушек. Большинство руководителей детсадов отмечали, что их бюджеты эти расходы покрывают, а на обучение персонала в среднем тратится порядка 2,5% бюджета, что даже больше, чем в некоторых европейских странах, к примеру, в Голландии. А ведь всего несколько лет назад детсадам не хватало денег ни на что, кроме «коммуналки» и выплат нищенских зарплат работникам.

Впрочем, зарплаты в секторе дошкольного образования остаются крайне низкими. Обследование показало одновременно и «большие надежды» на повышение уровня оплаты труда, и глубокую неудовлетворенность работников тем, что никаких подвижек тут нет. Сегодня фактическая зарплата воспитателей в среднем по стране составляет 6-7 тысяч рублей. Разрыв между ожидаемой и фактической зарплатой составляет 300-400%, а это «социально-критическая ситуация».

Некоторые диспропорции наблюдаются и в возрастной структуре работников ДОУ — в частности, в дошкольном секторе довольно много педагогов «в возрасте». Но разрыв через поколение между воспитателями и воспитанниками оправдан, ведь бабушки — это хорошие педагоги для детей младшего возраста. Другое дело — «онтологический гендерный дисбаланс». По словам Ирины Абанкиной, дети в дошкольных учреждениях, наверное, думают, что воспитателей мужского пола не существует в природе.

Маленький фундамент

Выступавшая в качестве дискуссанта заместитель председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина также назвала ряд серьезных проблем в секторе дошкольного образования.

Во-первых, стратегии государства по отношению к дошкольному образованию не согласованы. Так, согласно проекту интегрированного закона «Об образовании» деятельность ДОУ будет разделена на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу, а с другой стороны, законодатель предполагает, что воспитатели должны постоянно развивать ребенка.

Во-вторых, особого внимания заслуживает проблема дошкольного обучения детей-инвалидов. В Москве из 19 тысяч детей-инвалидов только 1 тысяча ходит в детские сады. То есть наше педагогическое сообщество и применительно к детским садам по-прежнему не принимает идею инклюзивного образования.

В-третьих, по словам дискуссанта, соотношение государственных и негосударственных ДОУ вряд ли изменится, пока негосударственные детсады вынуждены «платить налог на землю, по которой ходят их воспитанники».

Секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц заявил, что отношение власти и общественности к дошкольному образованию напоминает перевернутую пирамиду: «Наименьшую площадь этой пирамиды занимает как раз дошкольное образование, а ведь это фундамент всего дальнейшего развития человека». Сегодня низкая зарплата вынуждает воспитателей работать на две ставки, и они чрезмерно устают, а значит, не могут обеспечить необходимое качество. Другой тенденцией является рост числа воспитателей, для которых русский язык не является родным, и это тоже проблема. Поэтому прежде чем говорить о «высоких материях», например о компьютеризации, нужно решить проблемы кадровой политики и прежде всего, поднять престиж профессии воспитателя.

Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович высоко оценил результаты мониторинга, однако высказал пожелание, чтобы исследователи в дальнейшем опрашивали не только заведующих детсадами, но и родителей воспитанников — ведь в том, что касается нужд детей, родители и руководители ДОУ живут словно в «параллельных мирах».

Заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов также поблагодарил исследователей за проведенную работу и отметил, что на федеральном уровне проблемы дошкольного образования стали обсуждаться лишь в последние годы. К сожалению, на сегодняшний день у нас не выработано практически никаких расчетно-установленных нормативов в секторе дошкольного образования, и ситуация с оценкой образовательных услуг в этом секторе крайне размыта.

На семинаре неоднократно подчеркивалась важность темы дошкольного образования, но, как отметил научный руководитель ИРО Исак Фрумин, «вкладываться в него мы пока не готовы». Любовь к маленьким детям в нашем обществе очень сильна, но мы не используем этот ресурс. Нам трудно, например, представить, чтобы в детсадах работали волонтеры, или воспитателям помогали бы соседские бабушки и дедушки. Но без использования ресурса семей проблемы детсадов не решить.