Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
8 Ноября
Группа №8 - Опыт финансирования образования в Китае

Прашант Кумар Лоялка (Prashant Kumar Loyalka)На семинаре экспертной "Новая школа", состоявшемся 8 ноября, эксперты рассмотрели финансирование системы образования на примере Китая. Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института развития образования НИУ ВШЭ, доцент Китайского Института исследований финансирования образования Прашант Кумар Лоялка (Prashant Kumar Loyalka) представил участникам семинара опыт Китая в формировании эффективной образовательной политики и финансировании образования.

Последние 20 лет в Китае наблюдается экономический рост, но при этом в системе образования по-прежнему существуют серьезные проблемы. Как считает доктор П. Лоялка, ситуация омрачена малым количеством, а в некоторых регионах фактическим отсутствием источников информации, мониторинга системы образования, ее качества, что затрудняет анализ ситуации и поиск эффективных решений.

в то де время, по словам Прашанта Лоялки, ученые, занимающиеся исследованием образования, имеют все ресурсы для проведения лонгитюдных исследований, когда ученики средней школы или студенты вузов делятся на группы: первая получает стимулирующие выплаты на учебу от государства, вторая получает их, но с некоторыми ограничениями, и третья - это те, кто не получает никакой финансовой помощи. По прошествии времени ученые сравнивают результаты, качество образования всех трех групп.

Именно данный метод был положен в основу исследований под руководством Прашанта Лоялки, где выделялись государственные ваучеры на бесплатное образование в колледжах и вузах для детей из бедных семей. Результатами исследования стали отсев слабых учеников, высокий уровень зачисления в вузы на основе высоких академических показателей. На практике, заметил Лоялка, система финансирования имеет ряд проблем, связанных с определением потребностей студентов из бедных семей и их осведомленностью о финансовой помощи государства.

Помимо государственных ваучеров на образование в Китае были построены элитные школы для детей из необеспеченных семей. Это исследование показало, что эффективность элитных школ проявляется в стимулировании не только лучших учеников, но и тех, кто имеет средние (и чуть выше среднего) показатели успеваемости.

Основные выводы исследований, представленных Прашантом Лоялкой, заключаются в том, что государственная поддержка положительно влияет на мотивацию студентов, даже тех, кто еще не поступил в университеты и колледжи, вместе с тем, государственная поддержка оптимизирует деятельность социальных лифтов. Исследования в Китае показали, что студенты из бедных семей могут показывать высокие результаты образования и занимать места в колледжах.

По мнению директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, представленный опыт Китая полезен для России, так как он показывает не только тренды и направления образовательных инвестиций, но и определяет продуктивную образовательную политику, основанную на формировании мотивации к знаниям, в том числе за счет государственной помощи.

Как заметил соруководитель экспертной группы №8 Исак Фрумин, необходимо поднимать тему образования в рамках консультирования политических деятелей, а также заинтересовать бизнес и работодателей в финансировании образования, как это, к примеру, происходит в Китае, где установлены стандарты такого финансирования со стороны частных структур и государства.