Экспертные группы
 
Группа 9
Сокращение неравенства и преодоление бедности
27 Октября
Группа №9 - Бедность в современной России: приоритеты политики и мониторинга

Лилия Овчарова, фото: Н. БензорукНа очередном заседании группы №9 «Сокращение неравенства и преодоление бедности» прошло в НИУ ВШЭ доклад «Бедность в современной России — приоритеты политики и мониторинга» представила заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.

Выступление было посвящено двум темам: мониторингу бедности и первоочередным мерам, которые могут быть приняты в сфере социальной защиты для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Проблема совершенствования мониторинга бедности в России является важной задачей. Выбор тех или иных индикаторов для измерения бедности обуславливается тем, как мы определяем понятие бедности, отметила Овчарова.

На сегодняшний день в развитых постиндустриальных странах существуют различные методики оценки бедности и, соответственно, линии бедности, применяемые для разных целей. Так, например, в США существуют две лини бедности: федеральная черта бедности, применяемая для мониторинга бедности и определяемая на основе абсолютной концепции, и социальная черта бедности, которая используется для практических целей и выявляет целевую группу получателей социальной помощи. В Евросоюзе применяются по меньшей мере три линии бедности: национальная согласованная линия бедности, согласованная линия бедности для ЕС, смешанная согласованная черта бедности. Использование развитыми странами различных линий бедности обусловлено необходимостью учета всех форм проявления бедности при проведении государственной социальной политики, в том числе и для предупреждения роста протестных настроений в обществе в группах, не являющихся бедными в рамках абсолютного монетарного подхода.

Во многих странах важным элементом методологии измерения бедности и инструментом проведения социальной политики являются шкалы эквивалентности, позволяющие более корректно соизмерять благосостояние семей разного размера и состава, и учитывающие эффект экономии на масштабах потребления.

Следует отметить, что для оценки проводимой политики важно измерять не только уровень бедности, но и дефицит доходов. Так, например, в случае, если программа направлена на помощь крайне бедным домохозяйствам, то при ее реализации уровень бедности может и не измениться, но изменится дефицит доходов.

В зависимости от методов оценки бедности, можно получать разные оценки уровня бедности. При сравнении оценок бедности, полученных с применением абсолютного монетарного, относительного немонетарного (индекс лишений) и субъективного немонетарного (самооценка материальных возможностей) подхода, можно выявить существенные различия в положении различных социальных групп населения относительно друг друга.

Проведенные экспертом расчеты показывают, что эквивалентные шкалы снижают уровень абсолютной бедности в России, они не чувствительны к относительной бедности, и дают более высокие уровни рисков для пенсионеров. Относительная линия бедности повышает масштаб бедности в 1,4 раза. При анализе в динамике абсолютная монетарная бедность снижается во времени, в то время как относительная немонетарная, депривационная и субъективная немонетарная бедности остаются примерно на одном уровне. Метод абсолютной монетарной бедности превращает в бедных прежде всего семьи с детьми, в то время как по методике депривационной бедности – больше всего бедных среди пенсионеров, что выражается в недоступности для них социальных услуг, в частности услуг в сфере здравоохранения и услуг по уходу.

Основные причины бедности в России – низкий уровень зарплат на рынке труда и отсутствие работы у граждан трудоспособного возраста (безработных и экономически неактивных). Согласно апрельским данным 2011 г., 13% занятых на крупных и средних предприятиях получают зарплату ниже прожиточного минимума, еще около трети занятых на средних и крупных предприятиях получают зарплату в промежутке от одного до двух прожиточных минимумов. При этом следует понимать, что заработная плата работников малых и микро-предприятий ниже, и составляет 60-70% заработной платы работников крупных и средних предприятий.

Были проведены расчеты по моделированию последствий реализации следующей политики: повышение заработной платы всех занятых на сегодняшний день работников на 1,5 прожиточных минимума, с увеличением заработной платы работников с высшим образованием и со стажем работы от 5 лет до 2 прожиточных минимумов, а всем остальным безработным гражданам трудоспособного возраста обеспечение 1 прожиточного минимума в рамках, например, общественных работ по социальному контракту. В результате было получено, что существующий дефицит доходов сокращается на 45%. Таким образом, значительная часть дефицита дохода обусловлена сложившейся ситуацией на рынке труда.

Расчеты моделирования повышения пособия на детей из бедных семей до уровня 0,5 прожиточного минимума (это соответствует минимальным расходам на обеспечение питания и самой дешевой одеждой), а также до уровня 0,75 прожиточного минимума одиноким матерям, не имеющим алиментов и зарегистрированным в качестве безработных, показывают, что существующий дефицит дохода сокращается на 30%. Таким образом, вторым важным фактором, определяющим существующий дефицит дохода является отсутствие адекватной социальной поддержки семей с детьми. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в области социальной защиты населения должно стать развитие системы пособий для бедных семей с детьми с учетом контроля доходов, на основе принципов социального контракта. Согласно проделанным расчетам, расходы на программу составляют 400% от базового уровня: в ценах 2009 г. — 160 млрд руб., при ежегодном увеличении расходов на 15%.

Ресурсы на увеличение указанного пособия предлагается высвободить за счет модернизации категориальных льгот путем ужесточения правил входа в систему для вновь вступающих и работающих. Хотя это является непростым политически решением, но, необходимо осознавать, что других ресурсов внутри системы социальной защиты нет. Предварительные расчеты, показывают, что если категориальные выплаты ветеранам труда предоставлять только при условии, что их индивидуальные доходы не превышают 2 прожиточных минимумов, то бюджетные расходы по данному направлению уменьшатся на 10 млрд руб., а если схожие условия получения социальной помощи применить также к другим группам категориальных льготников, то можно выйти на общее сокращение бюджетных расходов на 15 млрд руб. в год.

Эксперты группы, присутствовавшие на презентации доклада, отметили, что помимо рассмотренных мер государственной социальной политики необходимо введение мер, направленных на борьбу с экстремальной бедностью (голодом и недоеданием), например через механизм продуктовых талонов, путем развития программ самозанятости и самообеспечения.

Фото: Н. Бензорук