Экспертные группы
 
  
Дорогие коллеги!

Мы вступаем в новый этап развития страны. В начале второго десятилетия мы подошли к такому рубежу, на котором стало ясно: одними лишь деньгами существующие проблемы не решить. Более того, можно истратить в разы больше средств, а проблемы останутся теми же. Назрела необходимость искать структурные решения, для многих из которых нет аналогов в нашем предыдущем опыте.

Основные наши проблемы носят не чисто бюджетный или фискальный характер. Я думаю, что проблема нашего бюджетного дефицита состоит не в том, что надо сократить расходы или увеличить налоги. Она состоит в том, что наша структура расходов не вполне соответствует вызовам постиндустриального общества, что наше законодательство написано для индустриальной экономики, тогда как более половины ВВП производится в секторе услуг, главные вызовы нашего развития связаны с инновационными секторами, с высокой долей труда, а не с высокой долей металла, чугуна и стали. Это все требует перестройки правил — тонкой и аккуратной.

За последние 10-12 лет мы все жили в парадигме, которая сложилась после кризиса 1998-го года. Мы знали, что слабый рубль — это лучше, чем сильный, поскольку это стимулирует рост производства, знали, что бюджет должен быть по возможности сбалансирован, что мы стремимся совершенствовать образование и здравоохранение, давая туда больше денег, потому что они были недофинансированы в предыдущие годы. Сегодня эти, ставшие привычными, постулаты 2000-х должны быть пересмотрены. Необходим иной взгляд. Я не хочу его предвосхищать, потому что у разных экспертов разные мнения. Есть сторонники продолжения политики слабого рубля, есть сторонники укрепления рубля, но снижения процентных ставок. Мы должны обсудить контуры долговой политики: идем ли мы на дефицитный бюджет или нет, при какой структуре расходов, при какой структуре бюджетной сети? И при этом учесть, что в результате тех или иных вариантов будет происходить с рынком труда, с занятостью, социальным климатом в целом. У нас нет готовых рецептов. Достаточно вспомнить, что пенсионная система находится в кризисе во всех развитых странах, хорошей модели здравоохранения нет ни в одной развитой стране.

В итоге, необходимо выработать новую модель роста нашего народного хозяйства, позволяющую сокращать разрыв с развитыми странами мира.  Вызовы перед нами серьезные, интеллектуально сложные. Тем интереснее будет наша работа

Ректор РАНХГС Владимир Александрович Мау