Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
1 Июня
Совместное заседание экспертных групп в НИУ ВШЭ – технологии реформаторства

1 июня в Высшей школе экономики состоялось совместное заседание экспертных групп, на котором были представлены доклады президента Центра политических технологий Игоря Бунина и председателя правления того же Центра Бориса Макаренко. Выступления политологов были посвящены оценке настроя общества на реформы, и социальным аспектам их осуществления.

В своем докладе «Общественные настроения в поисках новой модели развития» Игорь Бунин познакомил экспертов с результатами  комплексного социологического исследования «Общество и сценарии развития России», проведенного в период с февраля по март 2011 года. В ходе исследования  было проведено 40 фокус-групп в Москве, Твери, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Петрозаводске и 35 экспертных интервью.

Игорь Бунин
Игорь Бунин
Основной итог исследования – в обществе готовы поддержать модернизационный сценарий реформ, но в возможность его реализации верят мало.

Согласно результатам фокус-групп, реформаторские варианты развития в таких вопросах, как создание профессиональной армии, уменьшение централизации и расширение самостоятельности на местах и в регионах, развитие политической конкуренции, и, собственно,сама необходимость решительных перемен поддерживают 80% опрошенных. В значительном большинстве реформаторски настроенные граждане и по вопросам перехода от опоры на сырьевые сектора к инновационным стратегиям, расширению роли частного бизнеса в экономике. С однозначной настороженностью в обществе относятся лишь к вопросам социальной сферы и пенсионного обеспечения – здесь большинство считает, что лучше оставить то, что есть, чем затевать реформы в надежде на будущие улучшения.

В обществе явно прослеживаются раздражение «имитационными» свойствами российской политики, усталость от «сильной руки» и запрос на альтернативность политического выбора, констатировал политолог.

Однако, подчеркнул И.Бунин, у полученной картины общественных настроений есть и другая сторона. Говоря о решительной модернизации, как о желательном варианте развития страны, большинство опрошенных наиболее вероятным сценарием признают инерционный, при котором все останется, как было.

В этой связи И.Бунин выделил три возраста российского общества. Наиболее массовый и склонный верить в инерционную предопределенность развития – те, кто старше 45. Средний возраст, 25-45 лет, перенимает у старшего неверие в успех возможных перемен. Молодежь, те, кому до 25 лет, как ей и положено, весьма активна и оптимистична, но «варится в собственном соку», и не очень в курсе общественных взглядов других возрастов. Это, отметил И. Бунин, несет в себе в том числе и потенцию молодежных протестов, не понятных и неожиданных для старших, не исключая и выступления деструктивной направленности.

В целом же вероятность массовых протестов, по мнению эксперта невелика, как в силу малой доли молодежи в возрастной структуре (что резко отличает Россию, от, например, арабских стран), так и в силу инерционных установок большинства, часть которого уже однажды на улицы выходила (конец 80-х – начало 90-х) и дважды в течение жизни этого делать не станет.

Если говорить о проведении реформ сверху, то, подытожил Бунин, необходимо искать и «пробуждать» сторонников реформ.

 Презентация к докладу И. Бунина

 

Борис Макаренко представил доклад «Коридоры возможностей социально-политического развития», который был посвящен технологии осуществления реформ. Докладчик начал с перечисления «Четырех правил юного реформатора»:

  1. Не иди на поводу у общества – не туда придешь;

  2. Не ждать когда общество созреет – будет слишком поздно (две революции в России, 1917-го и 1991-го, уничтожали государство, отметил Макаренко, поскольку верхи ждали, когда народ «дозреет». Впрочем, часто это было лишь отговоркой, чтобы ничего не менять в выгодном для се6я лично положении вещей);

  3. Не идти против общества – сломаешь голову;

  4. Все остальное – возможно. Если знаешь, как!

Борис Макаренко
Борис Макаренко
Исходя из этих принципов Б. Макаренко предложил основные принципы проведения реформ: начинать необходимо с таких тем, по поводу которых в обществе есть согласие (например, борьба с коррупцией или повышение эффективности госаппарата). Активно следует продвигаться там, где есть поддержка большинства. При этом помнить, что при любых реформах есть пострадавшие, и для таких категорий необходимо предусматривать «компенсации и утешители».

Новации стоит объявлять «лучшим продолжением старой традиции», предложил политолог, приведя в пример успешные азиатские экономики, в которых при проведении современных рыночных реформ активно использовалась ссылка на конфуцианские традиции.

Очень важно «уметь продавать политику», отметил далее Макаренко. По его мнению, примеры с реформами в образовании или введении платной рыбалки – яркие примеры того, как концептуально верные и прогрессивные решения совершенно не были разъяснены обществу и встретили широкое осуждение.

Переходя от общих принципов к конкретной ситуации в стране, Макаренко отметил, что для широких реформ есть следующие ограничители в общественных настроениях:

- потенциальные их сторонники — средний класс — мало верят в искренность намерений государства;

- реформы могут быть связаны с западническим вектором развития, а это вызовет негативную реакцию у консервативной части общества;

- общество находится в посткризисной депрессии, ему не хватает оптимизма.

Кроме того, по мнению Б. Макаренко, политическая база власти в России прямо противоположна той, на которую опирались власти в странах, проводивших успешные реформы. Повсюду в таких государствах власти опирались на активное меньшинство – предпринимателей, средний класс, способных двинуть свою страну вперед. В России же власть опирается на зависимые от социальных выплат и прочие виды государственного финансирования слои населения, которые, в силу самой своей зависимости от государства, не могут представлять активную реформаторскую силу.

Главных сценариев реформ Макаренко видит два. Один – демократический, связанный с резким расширением демократических механизмов (политическая и экономическая конкуренция). Второй – технократический, с сохранением нынешнего политического формата, активной опоры в реформах «сверху» на средний бизнес, экспертов-технократов. Первый путь неизбежно будет более долгим, т.к. демократические механизмы требуют большего количества согласований и компромиссов. Технократический может оказаться быстрее, но нуждается в сильной политической воле, без которой не преодолеть сопротивление бюрократической прослойки.

В заключении Макаренко вернулся к идее налаживания взаимопонимания власти и общества и необходимости разъяснении сути реформ: «Практически все реформы в обществе «купят», т.к. есть общее понимание, что они нужны стране»,- отметил эксперт.

 Презентация к докладу Б. Макаренко