Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
14 Июля
Маршрут по программе

Московские новости

Повышение мобильности населения, снижение транспортных издержек бизнеса и обеспечение безопасности аэропортов и вокзалов. Такие цели ставятся в проекте госпрограммы развития транспорта до 2020 года, которую обсуждают сейчас чиновники и эксперты. Ведомства сейчас готовят предложения правительству и Минфину по своей части бюджетных расходов на ближайшие три года. Эта работа должна быть закончена к середине августа. А к 8 августа министерства должны представить распределение расходов по долгосрочным госпрограммам, в которые будут включены действующие федеральные целевые программы (ФЦП) и ряд других расходов, - с 2013 года правительство планирует перевести на программный принцип практически весь бюджет. Распределение на 2012 год будет носить справочный характер.

Проект концепции госпрограммы "Развитие транспортной системы РОССИИ В 2012-2019 годах" опубликован на сайте экспертной группы, разрабатывающей транспортный раздел новой "Стратегии-2020". Сопредседатель экспертной группы Михаил Блинкин подтвердил "МН", что документ основан на предложениях Минтранса. В самом транспортном ведомстве сообщили, что речь идет о предварительном проекте госпрограммы, который сейчас проходит согласование с Минфином и Минэкономразвития. К 2020 году на развитие транспорта может быть потрачено 13,6 трлн руб., большую часть которых (7 трлн руб.) предоставит федеральный бюджет.

Показателей, по которым будет оцениваться эффективность программы, четыре. Первый - транспортоемкость ВВП, то есть средний уровень транспортных издержек компаний и граждан. Сейчас в конечной стоимости продукции они достигают 15-20% вместо 7-8 в развитых странах. Цель ставится скромная - к 2020 году транспортоемкость должна быть на 1 процентный пункт ниже, чем в 2010 году.

Другой показатель - транспортная подвижность населения. Известно, что жители России не отличаются мобильностью, отчасти это объясняется низким качеством автодорог и почти полным отсутствием скоростного железнодорожного сообщения. За время действия программы транспортная подвижность должна возрасти на 31%. Экспорт транспортных услуг, как предполагается, вырастет на 53,9% к уровню 2010 года - до $23,4 млрд. Наконец, число происшествий на транспорте сократится на 20,1%. "Понятно, что если уровень финансирования будет другим, то сроки достижения целевых показателей могут быть скорректированы", - объяснила "МН" директор департамента экономики и финансов Минтранса Татьяна Горбачик.

Сегодня износ основных фондов на транспорте достигает 50-66%. Средний срок службы магистральных пассажирских самолетов составляет 17 лет, а в региональной авиации приближается к 30 годам. Лишь 38,6% федеральных автодорог к началу этого года соответствовало нормативным требованиям. Такая транспортная система не справляется и с нынешним уровнем нагрузок, а к 2020 году, по прогнозу Минтранса, пассажирооборот вырастет на 33,5%, а оборот грузов - на 40%.

Средства на улучшение ситуации пойдут несколькими потоками. На ФЦП "Развитие транспортной системы" придется более половины федерального финансирования. Сейчас действует программа до 2015 года, но Минтранс предлагает продлить ее до 2019 года. Обновленная программа позволит довести долю автодорог, соответствующих нормативам, до 62,7%. Предполагается постройка 3 тыс. км новых железных дорог, скорость доставки грузов в 2015 году достигнет 305 км в сутки, а транзитных контейнеров - 950 км в сутки. Еще одна действующая ФЦП, которая может войти в состав новой госпрограммы: "Модернизация единой системы организации воздушного движения на 2009-2018 годы", главная задача которой - повышение качества аэронавигационного обслуживания полетов. Третий элемент - "Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте". Указ о ее разработке президент Медведев подписал в конце марта прошлого года, сразу после терактов в московском метро. Предполагается, что доля защищенных от террористической угрозы транспортных объектов с 41,4% этом году вырастет до 76,7% уже в 2013 году. Федеральному бюджету реализация программы безопасности обойдется в 46,7 млрд рублей.

Хотя финансовые параметры транспортной госпрограммы еще будут обсуждаться, общий курс на увеличение расходов на транспорт, в частности на дорожное строительство, премьер Владимир Путин уже одобрил. На майском совещании в Твери он говорил о том, что до 2020 года в России будет построено 18 тыс. км только федеральных автодорог. На это потратят до 8 трлн руб. А министр транспорта Игорь Левитин ранее заявлял, что достичь целей действующей транспортной ФЦП до 2015 года поможет воссоздание федеральных и региональных дорожных фондов.

Андрей Литвинов