Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
30 Августа
Средний класс может улучшить свое положение, если кризис подстегнет модернизацию

РИА Новости

Устойчивый и достаточно многочисленный средний класс - социальная база реформ, предлагаемых, в частности, экспертами по обновлению «Стратегии-2020». РИА «Новости» опросило экспертов с целью выяснить, как они оценивают состояние среднего класса в России сейчас и каковы его перспективы в условиях возможного экономического кризиса.

 

«Реализация и достижение целей “Стратегии-2020” в том виде, в каком она разрабатывается, безусловно,отвечает интересам среднего класса, – пояснил соруководитель экспертной группы №6 “Налоговая политика” Сергей Дробышевский. – Однако говорить, что средний класс является ее основной целевой группой, я бы не стал». «Предлагаемые меры затрагивают все слои общества, и мы как авторы “Стратегии” надеемся на то, что при ее реализации и росте экономики вырастет качество жизни и уровень благосостояния всего населения России», – сказал он. «Конечно, – добавил эксперт, – это коснется и среднего класса, и данная категория населения станет более многочисленной. Но как отдельную цель повышение его доли в социальной структуре населения, его специальное развитие мы не ставим».

С ним согласен и член экспертной группы №1 «Новая модель экономического роста» Алексей Моисеев: «Я не знаю, откуда взялось это мнение, что “Стратегия” ориентирована на средний класс. Как я понимаю, она ориентирована на всю страну». По мнению эксперта, «Стратегия-2020» направлена на то, чтобы средний класс увеличивался. «Говорить о том, что средний класс будет жить хорошо, а другие плохо, – неправильно», – считает Моисеев.

«Обновление “Стратегии-2020” пишется для страны, а одна из задач, которая стоит перед страной, – это повышение доли среднего класса», – поддержал коллег эксперт группы №1 Владимир Дребенцов. «По-другому это можно сформулировать как повышение доходов на душу населения. Там гораздо более широкие определения, но одно из необходимых условий принадлежности к среднему классу – это все же доход на душу населения: без доходов среднего класса не бывает», – отметил он.

«Ситуация со статистикой у нас достаточно плохая, поэтому определить средний класс по доходам крайне сложно, – возразил соруководитель экспертной группы №9 “Сокращение неравенства и преодоление бедности” Владимир Назаров. – Можно попытаться оценивать по расходам: по социологическим опросам, доля тех, кто может купить себе жилье и автомобиль, мала». Вывод, по мнению эксперта, один: состояние среднего класса удручающее.

«Судя по большой миграции, состояние среднего класса не очень хорошее, значительное количество эмигрирует или желает эмигрировать», – согласился член экспертной группы «Новая модель экономического роста» Валерий Миронов. «Но с другой стороны, это наиболее продвинутый слой. Основная масса среднего класса рассчитывает на перспективы в России, здесь один из больших рынков с достаточно высокой доходностью, со спросом на высококвалифицированную рабочую силу», – отметил он.

Негативным фактором, считает Назаров, является то, что значительная доля среднего класса формируется за счет распределения природной ренты (нефтегазовый сектор) и в государственном управлении, где можно обойтись существенно меньшими человеческими ресурсами. «У этого среднего класса совершенно другие мотивации, чем у классического среднего класса на Западе, который является поборником демократии и т.д. У нас же он произрастает из нефтяной ренты и ее распределения», – сказал эксперт.

Средний класс, полагает Миронов, может ликвидировать стратегические разрывы между желаемым и текущим состоянием экономики, предприятий, технологий. «Все это связано с новыми проектами, которые здесь могут возникнуть, – отметил Миронов, – но для них нужны инвестиции». Также, по его мнению, для среднего класса важны инвестиционный климат, инфраструктура крупных городов, инфляция. «Для этого нужно менять макрополитику», – резюмировал эксперт.

«Поскольку у среднего класса находится значительная доля финансовых активов, им есть что терять», – отметил Миронов, говоря о возможных последствиях нового кризиса для среднего класса. «У этих людей есть сбережения в банках, есть акции, есть недвижимость, и поскольку в ходе кризиса цены на эти активы падают очень сильно, то по среднему классу этот кризис ударит сильнее всего, – подчеркнул эксперт. – Поэтому средний класс заинтересован, чтобы экономика России не падала большими темпами, как это случилось в 2009 году, когда она упала на 8%».

«Вначале, если разразится кризис, перспективы среднего класса будут не очень хорошими, – согласился Владимир Назаров. – В чисто имущественном плане будет наблюдаться ухудшение положения среднего класса. Однако в дальнейшем, если кризис подстегнет модернизацию, у среднего класса появятся шансы улучшить свое положение».