Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
13 Сентября
М. Денисенко: демографическая ситуация может стать препятствием экономическому росту

РИА Новости

13 сентября секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что с 2011 по 2025 год численность трудоспособного населения в России сократится не менее чем на 10 млн человек. Патрушев предложил создать инженерный корпус, который мог бы обеспечить приток квалифицированных кадров по рабочим специальностям, которые необходимы российской экономике. Алармистские настроения преждевременны, считает заведующий кафедрой демографии, заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ, член экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» по вопросам рынка труда, Михаил Денисенко.

– Согласны ли вы с утверждением секретаря Совбеза Николая Патрушева?

М.Б.Денисенко: Это прогнозные оценки, выполненные Росстатом. Мы ожидаем это, но случится ли это, зависит от уровня рождаемости, миграции, смертности и так далее. По данным Росстата, потери российской экономики составят 10–11 млн человек.

– Можно ли говорить об алармистских настроениях в академическом и чиновничьем сообществах относительно дефицита трудоспособного населения?

М.Б.Денисенко: То, что численность будет падать, – совершенно точно. Существуют разные прогнозы: в одних численность трудоспособного населения падает быстрее и сильнее, в других – медленнее. Просто закладываются разные показатели оттока и притока мигрантов в Россию. Там, где они больше, сокращение численности трудоспособного населения идет медленнее, а там, где рождаемость оценивается выше, соответственно, также сказывается на оценке численности населения. Главным показателем, конечно, является, миграция. Но я считаю, что 10–11 млн – это наиболее вероятная оценка потерь трудоспособного населения.

Есть еще один момент: мы не знаем результатов переписи. Точнее, существуют первые результаты, но когда они будут уточнены, тогда мы сможем представить более вероятную оценку, насколько будет сильным сокращение. Если верить текущей статистике, которую публикует Росстат, то у нас это сокращение уже началось: в 2009, 2010 году численность трудоспособного населения (подчеркну, речь идет о постоянно проживающем населении России) в среднем сокращается примерно на 700 тыс. человек.

На самом деле это легко объяснить. Кто сейчас вступает в трудовую жизнь? В трудовую жизнь вступают те, кто родился в 1990-е годы, это, как известно, время резкого спада рождаемости. А кто сейчас выходит на пенсию? Уходят многочисленные поколения 1950-х годов.

– Как вы думаете, мигранты – единственный выход из складывающейся проблемы?

М.Б.Денисенко: В данный момент мы точно не знаем, как экономика будет реагировать на столь быстрое сокращение населения в трудоспособных возрастах, потому что у нас большой неформальный сектор, мы не знаем, как он себя поведет, и прочее. Проблема будет острой тогда, когда действительно будут создаваться рабочие места и встанет вопрос об экономическом росте. В этом случае, конечно, демография выступит сильным препятствием экономическому росту. Мигранты – это один из источников компенсации.

– Какие еще могут быть источники?

М.Б.Денисенко: Источников много. Система образования и повышения квалификации также выступает одним из таких источников. В любом случае это начнет действовать через несколько лет. Если мы запустим какую-то систему, то все равно пройдет какое-то время, когда рынок труда будут неизбежно заполнять мигранты. Среди источников могут быть снижение смертности (у нас высокая смертность в трудоспособном возрасте), улучшение здоровья населения. Улучшение здоровья – это сокращение потерь рабочего времени. Потеря рабочего времени – это вообще отдельная проблема. Также можно упомянуть уровень экономической активности (в старших возрастах она ниже, чем во многих странах мира, среди молодых наблюдается та же ситуация) – это тоже источник, развитие гибких форм занятости для тех категорий населения, которые не могут трудиться в течение рабочего дня, с 8–9 часов, и так далее. Источников, повторюсь, много.

Дополнительные источники и ресурсы есть. Очень важно, как с ними будут обращаться и нужно ли будет к ним обращаться. В любом случае миграция в контексте значительного сокращения трудоспособного населения неизбежна. Миграционный поток был и будет, другое дело, как будет распределяться временная миграция, постоянная миграция – это все будет определяться государственной политикой. Это проблема не только России, то же самое ждет Германию.

– То есть речь идет о мировой тенденции?

М.Б.Денисенко: Конечно. Идет демографическая волна и в России, и в той же Германии. В дополнение к этому население стареет, стареют те, кто работает. Это общая тенденция. Но у нас она сопровождается сильной демографической волной.

Когда мы говорим о миграции, мы должны четко представлять, что это сокращение будет неравномерным по территории страны. Москва притягивает в себе людей и, вероятно, будет продолжать стягивать. Соответственно, трудоспособное население в других регионах будет сокращаться очень сильно.

– Существуют ли меры по решению этого вопроса?

М.Б.Денисенко: Первый главный вопрос: кого куда переселять? Люди едут туда, где есть рабочие места. Где у нас создаются рабочие места? Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Западная Сибирь. Естественно, переселять в те регионы, где население сокращается, при этом не создаются рабочие места, – бессмысленно. Мы их переселим, а потом они опять уедут. Второй главный вопрос: откуда и куда переселять? У нас, строго говоря, только один трудоизбыточный регион – это Северный Кавказ.

 

Напомним, по данным организации Oxford Economics, Россия занимает первое место (из 25 стран) по сокращению рабочей силы в ближайшие 20 лет. По прогнозам Oxford Economics, численность трудоспособных снизится на 17 млн человек. Эксперты РАН указывают, что к 2025 году численность занятых в экономической деятельности сократится на 12,9%, а число занятых в трудоспособном возрасте – на 18,5–21%.