Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
20 Сентября
«Стратегия-2020»: Конкуренция повысит эффективность энергорынка

РИА Новости

 

Среди главных векторов развития российской электроэнергетики эксперты «Стратегии-2020» отмечают необходимость обеспечения реальной конкуренции на розничном рынке, необходимость усиления борьбы с неплательщиками, необходимость борьбы с перекрестным субсидированием – иначе неизбежен рост тарифов для малого и среднего бизнеса — сообщается в документе, размещенном на сайте Минэкономразвития.


Анализируя современное состояние отрасли, эксперты пришли к мнению, что ее структурное построение полностью завершено. В частности, оформились генерирующие компании, чьи инвестиционные обязательства не только закреплены, но и исполняются. Наряду с этим в электроэнергетике сформировались сбытовые компании, так называемые гарантирующие поставщики, а также сетевые компании, основными из них являются ФСК и МРСК.

Основные выводы, к которым приходят разработчики доклада, касаются неэффективности инфраструктуры тепло- и электросетей. По мнению экспертов, решению этой задачи способствуют масштабные инвестиции, построение системы планирования, основанной на выборе оптимальных объектов инвестиционных программ и эффективном расходовании средств.


При этом разделение ответственности по регулированию отрасли не является эффективным и не гарантирует ее развитие: эксперты сходятся во мнении, что необходимо только целостное регулирование. Для обеспечения целостного регулирования эксперты предлагают создать единый орган, отвечающий за развитие отрасли целиком, который «не может быть подчинен лишь соображениям макроэкономической стабильности», пишут разработчики.

Эксперты отмечают, что конечные цены на электро- и теплоэнергию исчерпали потенциал роста. «Потребители готовы строить свои котельные и станции для самообеспечения, что приведет к нарастанию неэффективности системы и удорожанию электроэнергии и тепла для остающихся», – отмечается в документе.


Предпочтительным сценарием, по мнению экспертов-разработчиков, является открытие и развитие конкуренции в розничном рынке, которая приведет «к давлению на гарантирующих поставщиков и снижению сбытовой надбавки». На оптовом рынке предполагается убрать финансирование инвестиций АЭС и ГЭС из тарифа и приравнять условия их инвестирования к ТЭС. При этом эксперты указывают на необходимость довести до конца либерализацию оптового рынка.


Как считают эксперты, инвестиционная программа помимо проектов, связанных с обеспечением надежности и качества, достижением энергоэффективности, может включать объекты в размере «органического» роста спроса. При этом любые дополнительные объекты включаются в программу при наличии конкретного заказчика, ответственного за вложенные средства, если объект оказался невостребован.


В предложениях экспертов говорится также о необходимости либерализации цен на теплоэнергию для всех юридических лиц, создании программы инвестирования в теплосети по принципу Фонда ЖКХ (софинансирование со стороны государства) или льготных инфраструктурных облигаций. Авторы отмечают, что без этого «ресурсов в тарифах на инвестиции в теплосети не хватит без значительного их роста».


В поставке тепла и электроэнергии населению, по мнению экспертов «Стратегии-2020», необходимо введение социальной нормы потребления, дотированной из бюджета. Потребление сверх утвержденной нормы будет учитываться по реальным (рыночным) ценам. Эксперты рассматривают вариант создания специальной палаты в «Совете рынка», состоящей из представителей квалифицированных покупателей, основная задача которой будет заключаться в обеспечении защиты интересов потребителей.


Перечень мер, необходимых для реализации предпочтительного сценария:


• Изменения в правила оптового и розничного рынка э/э (мощности), правила недискриминационного доступа, правила ценообразования – 1 июля 2012 года.

• Создание новой договорной базы розничного и оптового рынка – 1 июля 2012 года.

• Создание инфраструктуры нового рынка, имитационные торги — 1 июля – 1 октября 2012 года.

• Запуск новых отношений на рынках – 1 января 2013 года. Начало заключения двусторонних договоров – 1 ноября 2012 года.

• Введение соцнормы. Постановление Правительства – 1 июля 2012 года. Внедрение – 1 января 2013 года.

• Принятие плана-графика бюджетного финансирования – перекрестки с обозначением объемов и сроков такого финансирования.

• Принятие бюджета на 2013 год со строкой компенсации тарифов для населения – 2012 год.

• Создание нового федерального органа по регулированию – 1 января 2013 года.

• Создание справочников нормативов затрат электро- и теплосетевых компаний – 1 января 2013 года.

• Выбор компаний, осуществляющих технический аудит технических решений сетевых компаний – 1 января 2013 года.

• Создание информационной базы бенчмаркинга, разработка сопоставимых условий деятельности сетевых компаний – 1 января 2013 года.

• Переход на долгосрочное регулирование для всех компаний в теплоснабжении. Переход на свободные договоры с предельным уровнем цены по котельной. Создание информационной базы цен (стоимостей), показателей надежности и качества – 1 января 2013 года.

• Внедрение долгосрочных отношений и свободных двусторонних договоров на газ. Создание необходимых НПА – 1 июля 2012 года.