Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
30 Сентября
Опыт реформирования французских университетов может быть полезен России

РИА Новости

 

Основная цель реформы высшего образования во Франции – повысить эффективность университетов, их автономность и способность принимать решения самостоятельно. Об этом сказала на заседании ЭГ №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике» по доработке «Стратегии-2020» президент Университета Париж Запад - Нантерр ля Дефанс Бернадет Мадеф.

Образовательная реформа во Франции касается начального, среднего и высшего образования и Академии наук и проводится с 2007 года. Завершится реформа в августе 2012 года уменьшением полномочий государства и переходом к так называемой автономии университетов. Под этим подразумевается, что президент университета и совет при президенте будут наделены большей властью, экономическими полномочиями, смогут решать, как зарабатывать деньги и на что их тратить. Изменится также статус университетских преподавателей: теперь он будет зависеть от количества публикаций. Оценка деятельности университетов будет осуществляться по следующим критериям: по количеству публикаций преподавателей, количеству выпускников, получивших дипломы, и количеству выпускников, устроившихся на работу. Соответственно, университеты с низкой оценкой будут получать меньше дотаций. Французская академия наук преобразуется в государственное агентство, которое перейдет к проектному финансированию, т.е. ставка делается на прикладные, а не фундаментальные исследования. Кроме того, во Франции планируют сократить количество университетов до 10 из 87 существующих.

По словам Бернадет Мадеф, целью реформы было изменить систему высшего образования так, чтобы она была экономически эффективной. «Студент – это клиент, который делает выбор, что ему изучать, либо этот выбор за него делает компания. Однако проблема в том, что предприятия не способны сказать на перспективу в 5-10 лет, что им будет нужно», - отметила она.

Говоря о негативных последствиях реформы, она отметила, что все усилия направлены на то, чтобы научные работники занимались только прикладными исследованиями. «Но необходима и фундаментальная наука, стратегическое инвестирование», - считает Бернадет Мадеф.

Соруководитель ЭГ №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике» Татьяна Клячко провела параллели между проблемами, которые решает сейчас Франция, и тем, что происходит в системе высшего образования в России. «Система высшего образования во Франции, как и в России, это государственная система. Смена этих моделей проходит с большим трудом», - сказала она в интервью РИА «Новости». По ее словам, сокращение числа университетов – с 87 университетов до 10 во Франции и с 650 до 100 в России - труднореализуемая задача. «В англо-саксонской системе есть традиция уходить из дома и жить в университетах. Во Франции и России такой традиции нет, студенты живут дома. И Франция, и Россия страны немаленькие. Если сокращать число университетов, то надо строить большие современные кампусы, а это недешевое удовольствие, либо доступность образования для определенных слоев будет сильно снижаться», - отметила она.

Как считает Татьяна Клячко, Россия вскоре также перейдет на систему бюджетирования по результатам: по количеству выпускников, устроившихся на работу, и по числу опубликованных статей и монографий. «Мы уже вводим систему ориентации на публикации. Пока еще не дошли до бюджетирования по количеству устроившихся на работу, но думаю, через некоторое время перейдем», - сказала Клячко. Тем не менее, по ее словам, мнение, что эффективность – это когда выпускаются те, кто нужен рынку труда, не совсем верное.

«У нас происходят такие же беседы с работодателями, когда мы их привлекаем, чтобы изменять учебные планы. Работодатели не понимают, что им будет нужно через 10 лет», - добавила она.

«Мы оглядываемся на чей-то опыт, не совсем понимая, что англо-саксонская система, которая сложилась в Великобритании, Штатах, складывалась длительное время, и под это подстроен социально-культурный пласт жизни. Там в 17 лет дети уходят из дома и оплачивают свое обучение, у нас и во Франции это не так - родители берут на себя большую часть затрат, меньше развивается образовательное кредитование. Соответственно, многие вещи нам не подходят», - считает эксперт.