Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
4 Октября
В. Мау: «Глупо было бы не воспользоваться кризисом для запуска модернизационных
процессов» 

РИА Новости

 

Кризис можно использовать для модернизации российской экономики, уверен ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и соруководитель экспертной группы №1 «Новая модель экономического роста» по обновлению «Стратегии-2020» Владимир Мау.

РИА «Новости»: Эксперты в один голос твердят о надвигающемся втором витке кризиса и рецессии мировой экономики. По Вашим прогнозам: как вторая волна кризиса скажется на экономике РФ и насколько реальны пессимистичные сценарии развития, недавно представленные Минэкономразвития?

В.А. Мау: Все сценарии, которые представляет Минэкономразвития, реальны. Меня в этих вопросах всегда удивляет «все говорят о приближающемся витке кризиса». По-моему, он давно идет. Может быть, кризис формально связывают с рецессией, которой нет, – темпы роста падают, капитал бежит, но поскольку ВВП пока не сокращается, видимо, поэтому говорят, что кризис приближается.

Я хочу напомнить, что начало кризиса не было связано с рецессией. Рецессия была, но гораздо позже, в 2009 году. И выход из рецессии не означал выхода из кризиса, мы это постоянно повторяли. Кризис продолжается, это кризис не перепроизводства, о котором можно прочитать в стандартных учебниках по политэкономике, это структурный кризис, который связан с накоплением существенных глобальных диспропорций, преодоление которых потребует ряда лет, примерно десятилетие (во всяком случае, так же было в 30-е и 70-е годы 20 века).

Конечно, кризис это время очень болезненное, но с точки зрения влияния на российскую экономику глупо было бы им не воспользоваться для реального запуска модернизационных процессов, потому что когда у вас очень много денег, модернизацию осуществлять практически невозможно. Модернизация происходит тогда, когда деньги надо заместить интеллектуальным ресурсом. И если он есть, то кризис не пропадает впустую.

РИА «Новости»: Несмотря на высокую цену на энергоносители, в российской экономике наблюдается отток капитала. С чем это связано? Как можно увеличить инвестиционную привлекательность российской экономики?

В.А. Мау: Отток капитала является результатом взаимодействия группы факторов. Главными здесь в краткосрочном плане являются глобальные процессы. В условиях кризиса капитал уходит в наименее рискованные активы, а ими продолжают оставаться активы США. Даже снижение инвестиционного рейтинга не делает их более рискованными по отношению к другим странам: все равно по отношению к другим странам они остаются менее рискованными, какой бы рейтинг им не присваивали рейтинговые агентства. В этом отношении отток капитала является естественным процессом, от нашей политики практически не зависящим.

Однако есть и серьезные факторы, связанные с инвестиционным климатом внутри страны, с готовностью международного, в том числе российского бизнеса инвестировать в Россию. В данном случае мы говорим не столько о портфельных деньгах, сколько о прямых инвестициях, и в этом отношении инвестиционный климат России весьма неблагоприятен, что признается практически всеми экономистами и политическим руководством страны. Это видно по международным рейтингам, и это является, конечно, важнейшей уязвимой точкой российской экономики. В этом смысле, если говорить о том, как прежде всего надо воспользоваться кризисом для улучшения ситуации, – это, конечно, улучшением внутреннего делового климата, предпринимательской среды.

У России есть фундаментальная проблема, которая является, наверное, наиболее сложной для решения: у России довольно дорогой труд и довольно плохие институты. Обычно в странах или плохие институты и дешевый труд, как в Китае, Индии, – и туда идет капитал, чтобы получить высокую прибыль, или хорошие институты и дорогой труд, как, например, в Европе и Северной Америке, и туда идет капитал, чтобы получить надежность, гарантии и стабильность. Ситуация плохих институтов и дорогого труда является главной структурной ловушкой нашей экономики и на самом деле, может быть, вторым основным вызовом, который надо решать в стратегии (вторым – это после ответа на вопрос о ресурсной зависимости). Естественно, эти обе проблемы взаимосвязаны, по большому счету это две стороны одной и той же проблемы.

РИА «Новости»: Было анонсировано, что в сентябре группы представят промежуточный доклад по итогам работы над обновлением «Стратегии-2020», когда это будет сделано? В какой степени готовности находятся предложения по обновлению «Стратегии»?

В.А. Мау: Информация и поручение были не в сентябре, а в августе. К 5 августа был представлен промежуточный доклад. Кстати, у нас не было обязательств его опубликовать, было обязательство представить его в Правительство, но в общем, как водится в свободной стране, наша пресса нашла версии, близкие к представленной в Правительстве, и опубликовала их на сайтах ряда московских газет. После этого началась интенсивная работа с министрами и другими заинтересованными лицами по обсуждению Стратегии, она идет уже на протяжении полутора месяцев (это важно подчеркнуть, что идет обсуждение Стратегии, а не согласование Стратегии с министерствами), а поскольку у нас министры и высокопоставленные чиновники в Правительстве являются, как правило, не только министрами и чиновниками, но и весьма квалифицированными экспертами по своей предыдущей деятельности, то обсуждение Стратегии является интересным и профессиональным. Параллельно идет доработка отдельных положений Стратегии с учетом мнения министерств и ведомств.