Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
10 Октября
Россия занимает 90-е место по уровню благоприятных условий для ведения бизнеса

РИА Новости

Премьер-министр Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме ВТБ Капитал "Россия зовет!", заявил, что доля инвестиций в основной капитал в ближайшие годы должна возрасти в России до 25% ВВП. Как считает проректор НИУ ВШЭ, соруководитель экспертной группы по обновлению "Стратегии-2020" "Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства" Андрей Яковлев, вероятность достичь такого уровня инвестиций невысока.

РИА "Новости": Как вы оцениваете высказывание премьер-министра Владимира Путина?

А.А. Яковлев: На уровне государственной задачи это правильно, потому что экономике объективно нужно больше инвестиций. Инвестиции - это фактор поддержания экономического роста. А высокие темпы экономического роста на сегодняшний день являются ключевой задачей экономической политики, поскольку без экономического роста невозможно обеспечение социальной и политической стабильности.

Насколько я помню, отношение инвестиций в основной капитал к ВВП составляет сейчас около 20%. В 2007-2008 годах эта цифра равнялась 21%, а в 2002 году составляла порядка 16%. Грубо говоря, прирост в 5% (с 16% до 21%) занял пять-шесть лет. Но это был период благоприятной конъюнктуры - росли цены на нефть, бурно росла экономика. Россия привлекала инвесторов. Это было связано с общемировым трендом, так как мировая экономика в целом в то время росла.

Сейчас ситуация, безусловно, гораздо сложнее, идут разговоры о второй волне экономического кризиса. И даже если ее не будет, стоит ожидать рецессии или, по крайней мере, замедления общих темпов экономического роста в мире, поэтому вероятность того, что удастся за год-два поднять на 5% долю инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП, на мой взгляд, очень маленькая. Скорее всего, это будет более длительный процесс, растянутый на пять-шесть лет, притом что нужно решить больше задач, чем в начале 2000-х годов.

Вообще то, что такая задача ставится, - правильно. Насколько она достижима, надо смотреть по ситуации. Тем не менее для решения этой задачи нужно правильно организовать экономическую политику за счет создания правильных стимулов для самого государственного аппарата, прежде всего на среднем и низших уровнях власти, включая региональные администрации, отраслевые ведомства и так далее. Если они будут заточены на создание условий, благоприятных для ведения бизнеса, то тогда 25% можно достигнуть.

РИА "Новости": Вот вы сейчас затронули тему стимулов, можно ли подробнее рассказать о факторах, способствующих увеличению инвестиций в основной капитал?

А.А. Яковлев: Сегодня у нас существует централизованная модель управления, которая основывается на детальной регламентации деятельности нижестоящих уровней управления. В моем понимании для такой модели были основания, потому что в 1990-е годы у нас была чересчур децентрализованная модель, которая порождала хаос, и реакцией на нее стал уход маятника в другую крайность. Сейчас необходимо восстановление баланса с движением обратно к децентрализации, с передачей существенной части полномочий на нижестоящие уровни управления, включая региональные и местные власти. Одновременно необходимо усиление контроля из центра, но не в формате тотальной регламентации с отчетом за каждые выделенные им три копейки бюджетных денег, а с контролем по результатам.

Если мы говорим об инвестициях, то нужно оценивать губернаторов не по 300 показателям, которые сейчас записаны в соответствующий указ Президента. На основе этих 300 показателей при желании можно любого губернатора снять за невыполнение одного или пяти показателей, а оценить его работу в комплексе невозможно.

По каким критериям можно проводить оценку? Например, по темпам прироста инвестиций. Валовый объем инвестиций будет сильно зависеть от стартовых условий региона. Напротив, темпы их прироста будут гораздо сильнее зависеть от усилий администрации по изменению делового климата. Можно сделать это одним из главных показателей для оценки губернаторов. Но одновременно губернаторам надо дать полномочия, чтобы они могли действительно влиять не только на своих собственных чиновников, но и на чиновников территориальных органов федеральных ведомств, которые губернаторам сейчас никак не подотчетны. Как показывают обследования предприятий, проводившиеся ВШЭ, во многих случаях именно территориальные органы федеральных ведомств создают гораздо больше проблем для бизнеса, чем региональные и муниципальные власти.

РИА "Новости": Как вы оцениваете инвестиционный климат, существующий сейчас в России?

А.А. Яковлев: Я бы сказал, что есть страны, где он гораздо хуже, но это мало утешает. Например, есть такой известный проект Doing Business, который реализуется Всемирным банком. Традиционно в рамках этого проекта проводятся международные сравнения. В каждой стране-участнице берется один самый большой город и замеряются издержки на соблюдение стандартных процедур (открытие бизнеса, регистрация прав собственности, строительство и так далее). По показателям этого рейтинга, Россия занимает очень низкие места: если не ошибаюсь, 90-е из 130 стран-участниц. Но три года назад Всемирный банк запустил региональный проект по России (Doing Business in Russia). Они взяли уже не только Москву, а 10 крупных городов России и сравнили условия ведения бизнеса между ними. Тогда, три года назад, лучшие условия оказались в Казани, и Казань была заметно лучше, чем Москва. Москва была, по-моему, чуть ли не в конце десятки. Это означает, что в действительности условия ведения бизнеса различаются. И это очень важный фактор, так как бизнес может выбирать, где осуществлять инвестиции и где развивать производство.

Именно на этой возможности выбора и вытекающей из нее конкуренции между регионами за привлечение капитала инвестиций в значительной степени строится экономическое развитие в Китае последние 30 лет. Там нет политической конкуренции, там сохраняется монополия компартии, там госкапитализм с высокой долей участия государства в экономике. Но тем не менее в силу активной конкуренции между регионами и в силу карьерной конкуренции между первыми секретарями обкомов КПК, так как их карьера зависит от темпов роста валового регионального продукта, от темпов роста частных инвестиций в их регионе, они обеспечивают условия для экономического развития.

РИА "Новости": Вы упомянули мировой кризис. Как вы считаете, что будет происходить с инвестиционным климатом в России на фоне спада мировой экономики? Кризис как-то повлияет? Климат ухудшится, насколько сильно?

А.А. Яковлев: С точки зрения внешних тенденций это ухудшение внешней экономической конъюнктуры приводит к следующему. В 2000-е годы, когда была хорошая конъюнктура, высокие цены на нефть, а соответственно высокие темпы экономического роста, высокие госрасходы приводили к тому, что вести бизнес России в общем и целом все равно было выгодно, даже несмотря на высокие барьеры для ведения бизнеса. То есть плохой инвестиционный и деловой климат компенсировался высокой прибылью, и люди были готовы закрывать глаза на плохой климат.

Сейчас объективно маржа и рентабельность снизились, и в итоге у страны нет альтернативы тому, чтобы улучшать инвестиционный климат, потому что если мы не будем это сейчас делать, то мы потеряем то, что имеем. Не только не сможем улучшить ситуацию - мы просто потеряем действующие предприятия, которые будут перемещаться, например в Казахстан, который с нами активно конкурирует в рамках того же Таможенного союза и по налогам, и по другим условиям ведения бизнеса. Больше года идет активный отток капитала из страны, из чего очевидно, что этих преимуществ, связанных с высокой рентабельностью ведения бизнеса в России, не стало, а барьеры остались. Если не снижать барьеры, то в общем будет только хуже.

РИА "Новости": Какова доля иностранных инвестиций в тех 25%, о которых говорил Премьер-министр, или ваших прогнозах?

А.А. Яковлев: Насколько я понимаю, там считаются все инвестиции, включая и российские, и иностранные. Иностранные инвестиции, безусловно, важная вещь и как раз в середине 2000-х годов они действительно пошли в Россию. Руководствуясь ощущением стабильности системы, которая тогда сложилась, причем по исследованиям, которые мы проводили в ВШЭ, именно с середины 2000-х годов фирмы с иностранным участием стали заметно выделяться по производительности, инновационной активности, выходу на экспортные рынки.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов такого не наблюдалось, в моем понимании из-за того, что иностранные инвестиции тогда во многих случаях были на самом деле не иностранными. Это были переведенные из оффшоров средства, принадлежавшие российским собственникам, которые таким образом из-за границы контролировали собственные предприятия, отчасти страхуя свои права собственности, не более того.

В 2000-е годы пошли реальные иностранные инвестиции, поскольку Россия до сих пор остается одним из последних, неразделенных между глобальными игроками большим рынком сбыта. Россия - большая страна с большим внутренним рынком, который как раз в 2000-е очень сильно вырос, поэтому он в потенциале остается привлекательным.

Но все равно надо осознавать, что у иностранных инвесторов есть выбор, есть не только Россия - есть Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Им есть куда пойти, и мы объективно конкурируем с помощью условий ведения бизнеса. Если мы будем по ним проигрывать, есть тот же Казахстан, который рядом с нами, та же Украина. Если мы будем им проигрывать, то иностранные инвестиции, которые могли прийти к нам и улучшить наше экономическое положение, просто уйдут к нашим соседям. Иными словами, если мы не будем улучшать деловой климат и не будем создавать возможности для развития бизнеса, мы упустим возможности повышения темпов экономического роста.