Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
16 Ноября
"Стратегия-2020" должна содержать дополнительно по 2% ВВП на соцсферу и дороги

Сибирское информационное агентство (Иркутск) 

Эксперты, дорабатывающие "Стратегию-2020", считают возможным направить дополнительные расходы бюджета на образование и здравоохранение по 1% от ВВП, и дополнительно 2% ВВП на развитие дорожно-транспортной сети, заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

"Мы предлагаем направить дополнительный процент ВВП в образование, дополнительный процент ВВП в здравоохранение, и два дополнительных процента ВВП в транспортную систему через дорожное строительство и расширение радиуса крупных дорог в пригородах, что позволит снять препятствия для бизнеса", - сказал он в Торгово-промышленной палате, где проходит обсуждение предложений экспертов по доработке стратегии.

По словам Кузьминова, это возможно сделать за счет некоторых изменений бюджетной политики, построение которой, очевидно, должно измениться по сравнению с тем, как оно проходило в последние 10 лет.

Кузьминов заявил, что следующему президенту в течение шести лет своей работы необходимо будет выстроить систему эффективных контрактов с профессионалами, включая бюджетников.

"Наша экономика располагает ресурсом, чтобы вывести на конкурентную зарплату и перевести на контракты сначала учителей, потом преподавателей высшей школы, а в конце – врачей и другой медицинский персонал. Это будет способствовать не только установлению высокого качества социальных услуг, но и окажет влияние на динамику рынка труда", - полагает Кузьминов.

Еще одним направлением Кузьминов назвал развитие дорожно-транспортной системы, но не как таковой, а как возможности вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные земли вокруг городов, которые сейчас ничего не стоят. По его словам, сейчас агломерация европейских городов составляет около 80 километров, а в России – 12-20 километров, а вокруг крупных городов, например, как Екатеринбург, до 35 километров. Таким образом, при отсутствии нормальной дорожной сети создается искусственный дефицит земли, и бизнесу не хватает не институтов, а ресурсов для своего развития, отметил Кузьминов.

Также, по его словам, в России сейчас "навес высшего образования", в возрастной группе 25-35 лет 75% людей окончили вузы. По его мнению, это является риском для экономики, поскольку Россия не может конкурировать, например, с Китаем или Малайзией в обрабатывающей промышленности, где необходимы квалифицированные рабочие. Для решения этой проблемы эксперты предлагают ряд мер, направленных на развитие профессионального образования, в том числе прекращение нынешних форм начального и среднего профобразования, переход к коротким программам прикладных квалификаций на базе всеобщего среднего образования, а также существенное расширение в составе среднего образования бакалавриатов с определенной квалификацией.

По мнению Кузьминова, здравоохранение, образование и транспорт – те социально значимые сферы, где можно рассчитывать на перераспределение бюджетных средств для реализации обозначенных планов.

Эксперты отметили также, что в нынешней бюджетной политике нельзя отказаться от создания резервного фонда как меры для стабилизации экономики в случае кризиса.

Что касается денежно-кредитной политики, то, по мнению экспертной группы, ее задачей должно являться создание условий для снижения инфляции ниже 5%, что возможно сделать в течение полутора-двух лет. В плане налоговой политики, полагают они, необходимо увеличить структурную составляющую налоговой системы за счет косвенных налогов, повысить прогрессивность налоговой системы, в том числе налогообложения доходов и имущества, а также поставить вопрос о возврате к единому социальному налогу. Кроме этого, необходимо проанализировать налоговые льготы с точки зрения выпадающих доходов и оптимизировать их.