Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
6 Апреля
Эксперты теряют надежду на реформы в РФ в отсутствие шоков

Banki.ru

 

Автор: REUTERS

Эксперты видят возможность структурных реформ в России лишь при сбалансированной бюджетной политике, но теряют надежду в отсутствие экономических или политических шоков, которые могли бы подвигнуть власти на активные действия.

"Большой коллектив ученых, около 1.500 человек, занимается Стратегией-2020... Мы постоянно возвращались к вопросу о реалистичности тех программ... проектов, которые мы предлагаем в каждом секторе. В подавляющем большинстве, наверное, процентов 90 наших экспертов... поддерживает идею, что без долгосрочной бюджетной сбалансированности нормального какого-то развития РФ мы увидеть не сможем", - сказал ректор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на конференции по проблемам развития экономики и общества в четверг.

Экономика РФ обречена на темпы роста в 2-3 процента при отсутствии улучшений в деловом климате и сохранении нефтегазовой зависимости, считает Минэкономразвития, предлагая увеличить долю инновационного сектора до 16 процентов к 2020 году с текущих 11 процентов. Переход к новой модели обеспечит, по подсчетам министерства, рост ВВП не ниже 4,4 процента в год вплоть до 2030 года.

Финансовое обеспечение инновационной стратегии Минэкономики, которое в сентябре 2011 года оценивалось в 16 триллионов рублей, не было одобрено Минфином, который думал над тем, как покрывать дефицит бюджета, и осталось в "пояснительной записке".

Тогда же РФ приняла предвыборный закон о бюджете, где расходы в 2012 году увеличились почти на полтриллиона рублей. Минфин прогнозировал увеличение дефицита бюджета к 2013 году до 1,6 процента с 1,5 процента в 2012 году. Однако при растущих ценах на нефть марки Urals, которые не опускались, в среднем, ниже $110 за баррель в первом квартале, Минфин уже не исключает профицита в текущем году.

Ученые, размышляя об оптимизации бюджетных расходов, нагрузки на бизнес и физических лиц, предлагают прежде всего увеличить расходы на человеческий капитал и инфраструктуру.

"Стратегия-2020... это набор развилок, и по этим развилкам еще не приняты решения, много зависит от цен на нефть. Хорошая новость, что обсуждение этой стратегии постепенно приводит к созданию бюджетного правила, где Россия перестанет тратить все деньги , а будет тратить только деньги, которые соответствуют долгосрочной цене на нефть. Другое дело, что определение цены пока не дано... До этого пока рано еще говорить что реалистично, а что нет", - сказал Рейтер ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Чего не хватает?

О срочной необходимости изменения модели роста российской экономики говорят как международные организации с рейтинговыми агентствами, так и экономисты с чиновниками.

Эксперты Стратегии-2020 начали работу над проектом социально-экономических реформ по инициативе Владимира Путина еще до кризиса 2008 года, однако после кризиса их предложения потеряли актуальность. Власти вернулись к этому проекту в 2011 году, что наблюдатели сочли частью предвыборной кампании.

"Те меры, которые есть по реструктуризации российской экономики и социальных институтов, которые есть в стратегии, необязательно будут реализованы, потому что пока российское правительство не показало commitment (обязательство) к реформам", - сказал Гуриев.

Путин, ждущий президентской инаугурации в мае, признал перед выборами, что российская экономика неэффективна, поражена коррупцией и задавлена государственным бизнесом, пообещал ее перестроить в ближайшие 8-10 лет, однако уклонился от прямых рецептов.

"Правительство на реформы толкает невозможность их не делать. Я не видел еще ни одной власти, которая делала бы реформы исходя из того, что у нее все хорошо и надо сделать еще лучше", - сказал Рейтер Кузьминов.

Российская экономика восстановилась после кризиса в 2011 году на фоне максимальной за всю историю среднегодовой цены на нефть и увидела замедление инфляции до исторических минимумов благодаря административным мерам правительства и политике таргетирования инфляции ЦБР.

Однако эксперты прочат России вялотекущую стагнацию с "ограниченной" вероятностью структурных реформ и борьбы с нефтяной зависимостью экономики.

"Что такое структурные реформы? Это выбор в пользу роста производительности труда... может, даже ценой снижения темпов роста экономики в целом. Страх перед следующим шоком должен стимулировать такую политику... Не знаю какие еще могут быть аргументы", - сказал председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, выступая на конференции в Высшей школе экономики.

Страх перед кризисом

Идея нефтяной зависимости российской экономки и незащищенности перед внешними шоками не нова. Стресс-тесты показывают, что падение цен на нефть до $60 за баррель вызовет рецессию, дефицит бюджета достигнет 8 процентов ВВП, и РФ может лишиться кредитного рейтинга инвестиционной категории.

Однако текущий уровень котировок Urals в $121 за баррель, возможный профицит бюджета в 2012 году и темпы роста ВВП выше, чем у мировой экономики, отдаляют столь нерадужные перспективы.

"Все наши представления о том, что вот сейчас еще немножко и ситуация вернется на круги своя и начнется какой-то рост, похожий на докризисный, подпитанный большим притоком капитала... этого, скорее всего, не случится, и не случится как минимум долго. Это связано не только с тем, что в РФ плохой инвестиционный климат, но произошли изменения в глобальной экономике", - сказала глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка, руководитель экспертной группы, посвященной реформе пенсионной системы Ксения Юдаева.

Минэкономразвития РФ, тем не менее, говорит о необходимости увеличить производительность труда, которая отстает от США в три раза, и нарастить долю несырьевого экспорта в 2,5 раза до 2020 года.

"Необходимо быстро и энергично модернизировать нашу экономику, а сейчас стало ясно... после пяти-семи лет усилий, что модернизация экономики невозможна без модернизации социальной сферы, что ключевой элемент модернизации экономики - это предложение образованных людей", - считает Кузьминов.

Страх перед оппозицией

Путин, проводивший президентскую кампанию на фоне массовых протестов "рассерженных горожан", раздал щедрые денежные обещания своему электорату, не указав, откуда взять на это деньги.

Чиновники и аналитики оценили их в сумму от $50 миллиардов в год, предупредив, что без роста налогов потянуть такие дополнительные расходы будет непросто.

"Сейчас российская власть получает несколько сильных сигналов необходимых изменений: это внутренний сигнал, который она впервые получила. Сформировавшийся средний класс, который составляет влиятельное меньшинство в городах, которое заявило о своих претензиях на учет его интересов, на диалог с ним, участие в формировании политики. Она (новая политика) предполагает большую свободу... более высокое качество социальных услуг, которое менее важно для менее образованных групп населения и значимость которых возрастает по мере повышения социального статуса людей", - сказал Кузьминов.

Оппозиционные жители крупных российских городов впервые вышли на массовые демонстрации в декабре 2011 года с лозунгами за честные выборы и борьбу с коррупцией.

"Правительство может задуматься над тем, что если оно не будет делать реформы, то оппозиция придет к власти. Пока оно этого не боится, но растет понимание того, что у оппозиции сильные аргументы", - сказал Гуриев.

Власти в последних заявлениях пообещали поднять Россию на 100 ступеней со 120-й строчки рейтинга привлекательных для бизнеса стран, но снова воздержались от описания конкретных мер.

"У нас 30-40 процентная вероятность у предпринимателя попасть в тюрьму... Предпринимательство является крайне высокорисковой зоной, оно может привлекать только людей к высокой готовностью с риску, а это совершенно не обязательно те люди, которые являются лучшими предпринимателями", - сказал Кузьминов Рейтер.