Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
10 Мая
Весенние диалоги в Санкт-Петербурге

10 мая в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ состоялась очередная встреча студентов и преподавателей, посвященная Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года в рамках проекта «Весенний диалог: политики и студенты». В дискуссии с известным политиком Оксаной Дмитриевой и экономистом Андреем Заостровцевым обсуждали пенсионную реформу.

Значимость темы в начале встречи обозначил замдиректора НИУ ВШЭ Валерий Гордин, определив пенсионную реформу как «колокол, который звонит не по пенсионерам, а молодежи», и эта проблема рано или поздно настигнет их, в том числе и с точки зрения заботы о собственных родителях. Программа 2020, в создании которой самое непосредственное участие принимали сотрудники и руководители НИУ ВШЭ, дала богатую пищу для дискуссии и, в том числе, с точки зрения реформирования пенсионной системы. Это реальная проблема следующего поколения и занять в ней экономическую или политическую позицию крайне интересно.

Когда в Питерской Вышке проводился опрос на тему «Вас заботит вопрос о Вашей пенсии», 65% студентов ответили, что им рано об этом думать или их больше заботит вопрос о предстоящем трудоустройстве.

Андрей Заостровцев начал свое выступление с сообщения о дате и основателе пенсии как социально-экономического института. Пенсию придумал не «Черчиль в 18-м году», как пел Высоцкий, а Бисмарк в 1889-м. Пенсионный возраст при Бисмарке составлял 70 лет, а средняя продолжительность жизни – 50, налог с зарплаты в пенсионный фонд – около 0,3%. В общем, все это было не серьезно, однако важен сам факт рождения пенсионной системы. Остальную часть своего выступления профессор Заостровцев посвятил тому, как эта система умирает.

В рамках спасения существующей перераспределительной пенсионной системы А. Заостровцев видит три относительно гуманные действия: повышение налогов, повышение производительности, или изменение каким-то образом соотношения пенсионеров к работающим людям. Например, пригласить мигрантов трудоспособного возраста. О повышении рождаемости в этой ситуации речь уже не идет, поскольку женщины не рождают 25-летних выпускников школы менеджмента. Образование молодых людей – это еще одна нагрузка на общество. И, наконец, можно повысить пенсионный возраст.

Изменения в мире происходят не в пользу трудящихся. На примере США очевидно, что 70-, 80-ти и 90-летние люди получает в виде пенсии больше, чем заплатили в пенсионную систему в виде налогов, а по более молодым возрастам идут положительные показатели чистых налоговых платежей, т.е. люди платят в общий пенсионный котел больше, чем смогут получить в виде пенсии на дожитие. Поколение пенсионеров растет, а поколение работающих снижается. К этому нужно учесть капиталоемкость детей и пенсионеров, которая из года в год растет, пенсионеры становятся все дороже и дороже.

Распределительная система жизнеспособна только в том случае, если доход от налога (вклада в пенсионную систему) больше или равен стоимости платежных обязательств государства в будущем, иначе эта система развалится. Страны Евросоюза еще потому страдают в условиях финансового кризиса, что растут их пенсионные обязательства. Накопительная система тоже зависит от демографии, однако она способствует перераспределению реального дохода в пользу молодых. Сейчас в развитых странах происходит разрыв межпоколенческой солидарности, на которой в общем-то и была построена распределительная пенсионная система. Сейчас философия «сегодня я заплачу, потом заплатят мне» дает сбой.

Общий настрой выступления заместителя председателя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Оксаны Дмитриевой заключался в том, что замена распределительной пенсионной системы накопительной неэффективна. Государство – не рантье, считает Дмитриева, оно не сможет жить на ренту с заработанного когда-то капитала, оно должно ежедневно зарабатывать за счет своего трудоспособного поколения. По сути, огорошила депутат присутствующих студентов цифрами, распределительная система будет оставаться эффективной до тех пор, пока от одного работающего будет зависеть не больше шестнадцати пенсионеров.

Безусловно, страны, имеющие институты социальной защиты и социального страхования вынуждены рано или поздно реформировать свои пенсионные системы, так как увеличивается продолжительность жизни, повышаются социальные стандарты и качество жизни. При этом «параметрический подход» (изменение параметров распределительной системой) к пенсионной системе выбирают развитые страны с высоким уровнем гражданского самосознания, такие как США, Германия, Франция, Бельгия, Япония, Норвегия и т.д. К полному переходу на накопительную систему перешли только пять стран: Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор и Казахстан.

Существует еще промежуточный вариант – сохранение распределительной системы с введением накопительного элемента. Этому пути последовали Швеция, Великобритания, Финляндия, Польша, Венгрия, Литва, Болгария и др.
Из накопительной системы исключаются граждане со случайными или временно-постоянными заработками, а таких почти половина из числа работающих. Они могут рассчитывать только на небольшое государственное пособие размером 35-40% от минимальной заработной платы.

Анализ пенсионного капитала, накопленного за семь лет реформы в России показал, что граждане, оставшиеся в распределительной системе, будут получать пенсию больше граждан, имеющих накопительный элемент. Кроме того, на покрытие издержек частного управления пенсионными фондами уходит до 25% величины ежегодных взносов, что намного превышает начисляемые проценты. Один из выводов, который сделала докладчица, заключался в том, что полностью накопительные пенсионные системы себя не оправдали, они не обеспечили рост коэффициента замещения, а высокие затраты на содержание частных пенсионных фондов и вовсе делают сомнительной их эффективность.

О. Дмитриева также рассказала об «эффекте двойного бремени» — росте затрат на пенсионное обеспечение, возникающий из-за того, что из взносов работников нужно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить пенсионный капитал работающего. Поскольку в нашей стране переход на накопительную пенсию начался в 2002 году, этот эффект будет ощущаться вплоть до 2054 года.

Видеозапись встречи