Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
27 Июля
ВШЭ призывает Медведева пересмотреть бюджетную политику

Ведомости

Евгения Письменная

Экономисты призывают премьера Дмитрия Медведева пересмотреть бюджетную политику, которую он сформировал, будучи главой государства. При таких расходах на оборону и силовиков ему не удастся выполнить задачи по развитию образования и здравоохранения, поставленные президентом Владимиром Путиным

Высшая школа экономики (ВШЭ) проанализировала основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг., уже представленные Минфином в правительстве (см. www.vedomosti.ru). Сегодня доклад будет отправлен Медведеву, обещает ректор ВШЭ Ярослав  Кузьминов. Эксперты считают первые проектировки бюджета кабинета Медведева однобокими. 

СЭКОНОМИЛИ НА КУРСЕ

Из-за падения прогнозной цены нефти (сейчас $115/барр., Минэкономразвития может снизить до $106-108) и сокращения  поступлений от импортных пошлин в связи с вступлением России в ВТО доходы  бюджета сокращаются с 38,9% ВВП в 2011 г. до 36,2% ВВП в 2015 г., говорится в «Основных  направлениях бюджетной политики» (ОНБП). Региональные бюджеты тоже почти не растут: без  межбюджетных трансфертов их доля в ВВП до 2015 г. остается на уровне 10,9-11% ВВП. Но такого быть не может, указывают эксперты ВШЭ: их расчеты  показали, что доходы должны быть выше — 37% ВВП к 2015 г.

В ОНБП использован устаревший прогноз курса рубля к доллару, говорится в  докладе: «Трудно  предположить, что <...> рубль начнет укрепляться, скорее наоборот». А более слабый рубль даст бюджету дополнительные нефтегазовые доходы, обещают эксперты. Прогноз доходов бюджетной системы в ОНБП «выглядит чрезмерно пессимистичным», указывают  они.

КРИВАЯ структура  

По мнению ВШЭ, структура бюджета перекошена: растут траты на оборону и  правоохранительную деятельность, но скудны расходы, связанные с развитием  человеческого капитала. Поскольку оборонный комплекс не готов к производству  современных вооружений, эксперты рекомендуют отказаться от форсированного роста закупок, «растянув программу перевооружения армии на более длительный период», говорится в  докладе.

Федеральные расходы на образование  сокращаются с 4,1% ВВП в 2011 г. до 3,9% ВВП в 2015 г. Незначительный  рост их доли в тратах всей бюджетной системы обеспечивается лишь за счет сокращения суммарного объема расходов относительно ВВП, подметили авторы доклада. Все это означает, что нагрузка в основном ляжет на региональные  бюджеты, предупреждают эксперты.

В здравоохранении ситуация немного проще, поскольку теперь за внебюджетными фондами закреплены источники доходов, говорится в докладе. Но общий объем  финансирования здравоохранения с 2011 по 2015 г. увеличится только на 0,1%. Согласно ОНБП, к 2015 г. по сравнению с 2012 г. расходы  федерального бюджета на здравоохранение сократятся на 171,4 млрд руб., или  на 31% в номинальном выражении, а регионов — вырастут на 49%. Но  такого просто не может быть, пишет ВШЭ, по плану расходы консолидированных бюджетов регионов должны вырасти всего на 24%. В ОНБП некоторые расходы на  здравоохранение посчитаны дважды, заключают эксперты. Если этот двойной счет исключить, то расходы на здравоохранение в реальном выражении сократятся на 4,5%. С такими цифрами можно забыть о модернизации системы здравоохранения, она будет развиваться по инерционному сценарию, следует из доклада.

Дорогам тоже не повезло, констатирует ВШЭ. До сих пор затраты на них росли, но в основном за счет крупных проектов в Сочи и на Дальнем Востоке. К 2015 г. расходы по подразделам «Транспорт» и «Дорожное хозяйство» сокращаются на 0,2% до 2% ВВП. К тому же Минфин ждет, что региональные расходы на дороги тоже снизятся, напоминают эксперты. В режиме хронических заторов сейчас работает около 30% федеральной сети, в том числе все подходы  к крупным и крупнейшим городам страны, говорится в докладе, надо ежегодно  вводить около 500 км федеральных дорог и 4100-4200 км местных, тратя по 500 млрд руб. 

Пустые обещания  

Для развития образования к 2015 г. будет не хватать 0,4% ВВП, а здравоохранения — 0,6% ВВП, посчитали эксперты: без этих денег можно не ждать структурных реформ.

При таком бюджете нельзя достичь целей, обозначенных правительством и президентом (в том числе в  первых указах Владимира  Путина), выносят эксперты приговор. На здравоохранение нужно добавить как  минимум еще 1,07 трлн руб. Выкрутиться за счет региональных бюджетов и  средств системы обязательного медицинского страхования не  удастся. Регионам для реализации госпрограммы «Развитие образования» к 2015 г. будет не хватать 350 млрд руб. (чуть  более 10% от общих расходов на образование).

Минфин обязательно изучит доклад ВШЭ, обещает сотрудник ведомства: но для  того, чтобы поменять структуру бюджета, нужны политические решения. Минфин тоже  ратует за перенос оборонных расходов, напоминает он: перераспределить 700 млрд руб. в течение трех ближайших лет. Если будет принято политическое  решение, можно будет переформатировать бюджет в пользу социальных и инфраструктурных статей, говорит собеседник «Ведомостей». «А с пересчетом проекта бюджета по курсу рубля спешить не нужно, давайте посмотрим, как поведет себя цена  на нефть», — советует он. Слабый рубль действительно дает допдоходы, признает высокопоставленный чиновник правительства: снижение курса на один рубль  приносит в казну 180 млрд руб., но нефть уже ниже прогноза в $115 за  баррель.

Увеличивать прогноз доходов и расходов бюджета ни в коем случае нельзя, категоричен партнер ФБК Игорь Николаев: «Если  экономика перестанет расти, то почему должны расти бюджетные статьи?» Главный  показатель бюджета — цена нефти — слишком неопределенный, поэтому нет  повода раздувать расходы, считает он.